Вагонам стало не прикольно

Вагонам стало не прикольно КОММЕРСАНТ: Операторы ищут способы поставить большой массив лишних вагонов «на прикол» на приемлемых условиях и надолго. «Одна из идей, которые мы будем более подробно обсуждать с коллегами из ОАО РЖД,— введение дифференцированной платы за отстой на путях общего пользования по принципу, схожему с принципами "Московского паркинга",— рассказал на конференции "PRO//Движение.1520" исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин.

Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Бизнес теряет ориентацию

03.11.2009

Грузовладельцы опасаются, что исчезнет точка отсчёта стоимости перевозок

«Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» предлагает свою систему расчёта стоимости перевозок.


На «круглом столе» по тарифной политике в рамках конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство», проходившем недавно в Москве, исполнительный директор «Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Дмитрий Королёв, заявил, что отправители обеспокоены созданием Второй грузовой компании. Исчезнет парк подвижного состава ОАО «РЖД». А между тем стоимость перевозок в вагонах компании была ориентиром для бизнеса.

«Этот индикатор используется для формирования грузопотоков между предприятиями, для стратегического и инвестиционного планирования, когда определяется, какие производственные площадки нужно развивать, а какие – нет», – объяснил он.

К примеру, в Тобольске ОАО «СИБУР-Холдинг» (Дмитрий Королёв работает советником старшего вице-президента ООО «Управляющая компания «СИБУР») расширяет производство сжиженных газов, однако строительство только железнодорожной инфраструктуры оценивается в четверть стоимости проекта. «Если добавить ещё и траты на вагоны, то получится, что расходы на железную дорогу превысят половину суммы, необходимой для создания самого производства», – говорит Дмитрий Королёв. Для того чтобы понимать сроки окупаемости подобных инвестиций, грузоотправителям нужны чёткие параметры стоимости перевозок.

По словам Дмитрия Королёва, бизнесмены в случае дерегулирования вагонной составляющей в тарифе опасаются и неконтролируемого роста цен на перевозки. «В третьем разделе Прейскуранта 10-01 (тарифы на маршрутах, ведущих к сухопутным погранпереходам) вагонная составляющая фактически не сформирована, потому что она «съедается» временем и условиями движения вагонов по сопредельным территориям. В итоге тариф при использовании приватного парка в маршрутах по России с учётом порожнего пробега практически находится на уровне инвентарного парка, который является сдерживающим моментом. При его исчезновении стоимость перевозок неизбежно возрастёт», – считает Дмитрий Королёв.

По его мнению, необходимо создать определённые ориентиры стоимости перевозок.

Комплексную ставку необходимо разделить на три составляющие: плату за гружёный рейс, плату за порожний пробег и вагонную составляющую.

Оплату за гружёный рейс, как это принято сейчас, следует рассчитывать по Прейскуранту 10-01 на основании информации, представленной грузовладельцем.

Единицей измерения вагонной составляющей должны стать вагоно-сутки с учётом времени на грузовые операции, на гружёный и связанный с ним порожний рейс. Оплата за порожний рейс – по правилам Прейскуранта 10-01 на основании информации, предоставленной оператором.

Например, порожний пробег может определяться как доля от протяжённости гружёного рейса. Её размер, а также минимальная дальность пробега устанавливались бы операторами в зависимости от пункта назначения. Сеть железных дорог должна быть поделена операторами на профицитные и дефицитные регионы. Один и тот же регион для одной компании может быть дефицитным, а для другой – профицитным. В зависимости от внутренней логистики компании и будет устанавливаться региональный размер порожнего пробега. Снижая этот показатель в дефицитных регионах, можно стимулировать отправителей направлять грузы именно туда.

Деление по классам при расчёте порожнего пробега должно быть отменено.

Предлагаемый механизм даст рынку три общесетевых индикатора, говорит Дмитрий Королёв. Первый – актуализированный и регулируемый государством Прейскурант 10-01 для частного подвижного состава. Второй – посуточная ставка пользования вагоном, которая позволит оценивать конкурентоспособность оператора и определять привлекательность частных инвестиций в строительство подвижного состава. Третий – зональная общесетевая карта стоимости порожнего пробега.

Дмитрий Королёв подчеркнул, что его предложения – лишь один из вариантов решения проблемы. Главное сейчас – начать обсуждение и процесс выработки отраслевых индикаторов, которые будут приняты всеми участниками перевозочного процесса.

Однако в ОАО «РЖД» считают, что опасения резкого роста цен на перевозки преувеличены. «К примеру, парк цистерн полностью частный, – говорит начальник департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политики ОАО «РЖД» Вячеслав Петренко. – Тем не менее тарифы на перевозку здесь фактически колеблются вокруг сумм, предусмотренных Прейскурантом 10-01».

Ещё один источник в ОАО «РЖД» заметил, что грузоотправители долгое время находились в комфортной ситуации и просто привыкли к тому, что у них всегда в запасе есть вагонный парк РЖД. «Дерегулирование тарифов покажет настоящую цену подвижного состава и те проблемы, которые у нас существуют в некоторых сегментах рынка перевозок. Ради этого и проводится реформа отрасли», – говорят в ОАО «РЖД».

Эксперт, руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ компании AT Kearny Евгений Богданов согласен с позицией РЖД. «Введение регулятора или индекса означает потерю конкурентоспособности для компании, которая будет вынуждена его придерживаться», – полагает Евгений Богданов. Опасения насчёт значительного роста тарифов он также считает необоснованными, поскольку сейчас в рыночных условиях некоторые операторы возят грузы по ставкам даже ниже уровня Прейскуранта 10-01.

В ФСТ «Гудку» сообщили, что в ведомстве вопрос введения тарифного индикатора при передаче инвентарного парка РЖД ВГК не обсуждается.

Сергей Плетнёв, Софья Корепанова


 

"Гудок"


Возврат к списку