На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

Ж/д операторы России против запрета на импорт украинских колес для вагонов

ПРАЙМ: Российские ж/д операторы не поддерживают идею запретить импорт украинских железнодорожных цельнокатаных колес (ЦКК), – это может привести к дисбалансу рынка, удорожанию услуг и ухудшению их качества, говорят опрошенные РИА Новости представители отрасли.

На этой неделе появилась информация, что Минтранс РФ предлагает ввести запрет на импорт железнодорожных колес из Украины. Сейчас на цельнокатанные колеса производства украинской компании "Интерпайп" действует антидемпинговая пошлина в 34,22%.

Операторский рынок прополют?

13.01.2012

Похоже, идея сокращения количества операторских компаний из сферы отвлеченных дискуссий перешла в плоскость практических решений.
В частности, одной из новелл представленных проектов является введение своеобразного имущественного ценза для занятий операторской деятельностью (не менее 1 тыс. вагонов). Отметим, что, по оценке экспертов, лишь порядка сотни из более чем 1,8 тыс. компаний, действующих на этом рынке, смогут преодолеть этот барьер. В отношении того, какова будет дальнейшая судьба отсеянных операторов, полной ясности пока нет. Но, исходя их логики новых правил, для доступа на сеть им придется либо укрупнять собственные парки, либо искать альянс с более успешными участниками рынка.
По мнению исполнительного директора НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Дмитрия Королева, эта мера является совершенно оправданной, поскольку для того, чтобы обеспечить эффективное управление подвижным составом, компания должна обладать целым комплексом необходимых инструментов и ресурсов. "Сложно представить, что в современных условиях для полноценного осуществления своих функций предприятие может обойтись без дееспособной диспетчерской службы, круглосуточно отслеживающей изменение дорожной обстановки. Кроме того, существует еще целый ряд условий (от IT-решений до системы технического обслуживания и ремонта подвижного состава), пренебрегать которыми в настоящее время просто нельзя, – уверен он. – Практика показывает, что 1 тыс. единиц подвижного состава – это минимальный уровень, при котором возможно обеспечение рентабельной деятельности предприятия с соблюдением требований современного рынка". При этом Д. Королев не исключает, что в ряде случаев мелкие операторы могут сохранить независимость. Компаниям, специализирующимся на региональных перевозках, кольцевых маршрутах и сдвоенных операциях, может быть предоставлено право осуществлять свою деятельность, даже если их парки не дотягивают до обозначенного в постановлении уровня.
Однако ряд участников рынка не видят прямой взаимосвязи между количеством подвижного состава, находящегося в собственности, и дееспособностью компании. "Вопрос не количестве или образовательном цензе специалистов, отвечающих за диспетчеризацию, и даже не в наличии или отсутствии специальных программ или ремонтных мощностей, – уверен генеральный директор ООО "Промнерудтранс" Андрей Громовой. – Мы имеем множество примеров, когда относительно крупный собственник не мог обеспечить эффективного распределения ресурсов, и наоборот – небольшие компании показывали очень неплохие результаты". По его мнению, математический подход может привести к ухудшению ситуации на сети РЖД, поскольку не учитывает объективно сложившихся реалий.
Независимый эксперт Валерий Орлов еще более категоричен в своих заключениях. "Единственным результатом реализации имущественного ценза станет своеобразная прополка рынка, когда просто сократится номинальное количество участников. При этом не факт, что, начав с 1 тыс. вагонов, Минтранс на этом остановится. Уже высказываются предложения поднять планку до 3, а затем и 5 тыс., – констатирует он. – Неочевидно, что укрупненные собственники начнут активно заниматься технической модернизацией и привлечением квалифицированных кадров (особенно с учетом того, что уровень конкуренции в данном секторе за счет сокращения участников понизится). В то же время не вызывает сомнений, что  для потенциальных инвесторов это будет негативным месседжем, поскольку примеры столь резкого административного вмешательства повышают рискованность вложений в отрасль". По мнению эксперта, нельзя исключить и повышения тарифов операторскими компаниями, поскольку именно мелкие собственники подвижного состава традиционно реализуют более гибкую политику в отношениях с грузовладельцами.
Отметим, что в ОАО "РЖД" достаточно спокойно относятся к подобным нововведениям. "Я не сторонник запрещать (работу компаний с числом ниже определенного количества вагонов)", – отметил вице-президент компании Салман Бабаев.
По мнению А. Громового, политика государства должна быть направлена не на сокращение количества участников рынка, а на поддержку деятельности небольших независимых перевозчиков и создание условий для их развития. В. Орлов уверен, что если уж государство решило навести порядок в операторском сообществе, то более эффективно было бы начать с введения стандартов оказания услуги и совершенствования нормативной базы, перекосы в которой в первую очередь и являются причиной негативных явлений в железнодорожной отрасли.
Впрочем, похоже, Минтранс решил взять на вооружение известный принцип "нет человека – нет проблемы". Получит ли поддержку эта инициатива – покажет время.


РЖД-Партнер.ru, 12 января 2012 г.


Возврат к списку