Союз транспортников России выдвинул предложения по регуляторным решениям в целях поддержки стабильности железнодорожного транспорта в условиях пандемии

Союз транспортников России выдвинул предложения по регуляторным решениям в целях поддержки стабильности железнодорожного транспорта в условиях пандемии Комитет по железнодорожному транспорту Союза транспортников России (СТР) провел Круглый стол, посвященный проблемам отрасли, в рамках подготовки к Съезду Союза, который состоится 17 ноября текущего года в ходе ежегодного форума «Транспортная неделя», организуемой Минтрансом РФ для открытого обсуждения наиболее актуальных транспортных вопросов и укрепления взаимопонимания между представителями государственной власти и бизнес-сообщества.

Базы данных обеспечат реализацию приказа

15.02.2012

Не секрет, что при выполнении положений приказа Минтранса № 258 грузовладельцам и операторам приходится сталкиваться с некоторыми проблемами. ЦФТО совместно с Советом рынка предлагает ряд мер, призванных разрешить возникающие трудности.
В частности, это касается положения, согласно которому в заявке на груженый рейс нужно указывать наименование и код ОКПО собственника вагона (иначе перевозчик может отказать в отправке под него порожнего вагона). Так, по словам исполнительного директора НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Дмитрия Королева, при практической реализации этой нормы большинству грузоотправителей будет удобнее определить одного-двух ключевых операторов, которые станут обезличивать на станции погрузки прибывающий порожняк.
И такая практика уже давно нашла широкое применение: либо создаются кэптивные операторские компании, либо с независимыми операторами заключаются долгосрочные договоры о полном обеспечении подвижным составом. "Таким образом, возникает основа для технологического симбиоза – обезличивания парка между операторами, направленного на вывоз всего объема продукции с данной производственной площадки и максимизацию эффективности логистики всех операторов, участвующих в пуле", – считает Д. Королев.
Естественно, всегда будет ряд перевозок, которые экономически невыгодны никому, в так называемые медвежьи углы. Дальнейшая судьба подобных перевозок, по мнению экспертов Совета рынка, будет решаться в процессе переговоров между пулом операторов и грузовладельцем: либо принятие операторами данных перевозок как социальной нагрузки, либо признание грузовладельцем более высокой цены услуги, либо согласованный отказ от осуществления такого рода перевозок.
С целью реализации новеллы приказа Минтранса № 258 (оформить уведомление на отправку порожнего вагона может только владелец вагона, указанный в форме ГУ-12) и с учетом описанной бизнес-практики ЦФТО совместно с Советом рынка было принято решение о создании двух электронных баз, а именно: извещений грузоотправителей по ожидаемой подаче вагонов и доверенностей владельцев вагонов.
Первая даст возможность грузоотправителям в уведомительном порядке сообщать в ЦФТО о наименовании операторов и количестве вагонов, ожидаемых от них в данный период времени на данной погрузочной станции. Внедрение этой технологии, по словам Д. Королева, позволит преодолеть коллизию, возникающую тогда, когда дата отправки порожнего вагона предшествует дате согласования заявки формы ГУ-12 на груженый рейс. Но при этом грузовладелец должен оформить заявку на перевозку грузов в вагонах оператора, указанных ранее в извещении.
В свою очередь, технология ведения электронной базы доверенностей позволит информацию о владельцах вагонов, содержащуюся в автоматизированной базе данных парка вагонов Росжелдора (АБД ПВ), увязать с операторами, фактически управляющими корреспонденциями порожних вагонов. Так как внесение изменений в АБД ПВ занимает длительное время и не соответствует динамике технологического обмена парками между операторами, то необходимо было создать инструмент, позволяющий в режиме онлайн отражать фактическую ситуацию, рассказывают в Совете рынка.
По словам Д. Королева, владелец вагонов, согласно АБД ПВ, может выдать нотариально заверенную доверенность оператору с правом передоверия на согласование перевозки вагонов с перевозчиком, оформление уведомления об отправке порожняка и накладных на перевозку вагонов, а также предъявление вагонов для перевозки транспортом общего пользования. Доверенность выдается на ограниченный период и должна содержать пономерной список вагонов. Доверителю будет предоставлено право оформления, отзыва или изменения доверенности в любой момент.
При этом электронная база не будет предоставлять возможность внесения в нее доверенностей на конкретный рейс и с указанием определенных станций отправления. Оператор или владелец вагона могут предоставить такую доверенность в структурные подразделения ЦФТО для внесения в электронную базу. В Совете рынка отмечают, что, скорее всего, данная услуга будет оказываться ЦФТО платно и на договорной основе.
Оператор, получивший от владельца вагонов права на перечисленные юридические действия с правом передоверия, в свою очередь, может на основании договора об электронном документообороте передоверить их на краткосрочный период оператору, консолидирующему парк для обслуживания конкретной производственной площадки или погрузочной станции. И это также найдет отражение в электронной базе.
В результате информация в базах данных доверенностей и извещений позволит по номеру вагона проследить цепочку от оператора, указанного в извещении или форме ГУ-12, до владельца вагона, указанного в АБД ПВ. Если такая цепочка будет существовать в период оформления и рассмотрения перевозчиком уведомления о перемещении порожних вагонов, то, соответственно, РЖД не будет иметь оснований для отказа в принятии к перевозке данного порожнего вагона.
Предложенные меры, направленные на создание электронной базы доверенностей операторов и извещений грузовладельцев на основе ЭТРАН, по мнению разработчиков, позволят осуществлять логический контроль за перемещением порожних вагонов в режиме онлайн и обеспечат практическую реализацию положений приказа № 258.
Представители операторов и грузоотправителей в целом положительно оценивают эту идею. Так, по словам заместителя генерального директора ООО “Стура Транспорт” Ивана Логинова, если вся логическая цепочка подобного контроля за перемещением порожних вагонов возможна с технической точки зрения и не будет перегружать систему ЭТРАН, то это большой плюс. "Полагаю, что также необходимо предусмотреть возможность оформления доверенности на весь парк собственных вагонов без пономерного учета", – отмечает эксперт.
В Некоммерческом партнерстве операторов железнодорожного подвижного состава также считают, что такие меры (выдача доверенности оператором оператору в электронном виде с применением системы ЭТРАН наряду с разъяснением ЦФТО права грузоотправителя самостоятельно менять собственника вагона, указанного в заявке ГУ-12, без согласования с ЦФТО) нацелены на оперативное разрешение грузоотправителем тех проблемных ситуаций, когда выясняется, что сведения о собственнике уже загруженного вагона не совпадают с указанными в заявке формы ГУ-12. "То, что перевозчиком будут признаваться доверенности, выданные в электронном виде, – также большой шаг вперед, поскольку это позволит решать указанную проблему в течение нескольких минут и независимо от региона (станции) или времени ее возникновения (выходные, праздничные дни)", – отмечает председатель НП ОЖдПС Ольга Лукьянова.


РЖД-Партнер.ru, 15 февраля 2012 г.


Возврат к списку