ОАО РЖД собирает ценные данные

ОАО РЖД собирает ценные данные Коммерсантъ: ОАО РЖД предлагает создать единую систему мониторинга ценообразования во всех звеньях транспортной цепочки и, в частности, просит регуляторно обязать операторов вагонов предоставлять ему информацию о ставках. Потребность в таком мониторинге монополия объясняет необходимостью обеспечить рентабельность поставок российских грузов на экспорт. Участники рынка против, указывая, что такую информацию уже собирает ФАС, которая также не поддерживает это предложение.

ОАО РЖД объезжает штрафы

ОАО РЖД объезжает штрафы Коммерсантъ: В Госдуме предлагают не штрафовать ОАО РЖД за просрочку доставки грузов. Там считают, что нужно поменять Устав железнодорожного транспорта так, чтобы монополия не несла ответственности за срыв сроков, если это произошло из-за военных действий, санкций или других обстоятельств. В ОАО РЖД отмечают, что уже столкнулись с повышенными затратами на пени из-за резкого роста спроса на перевозки по направлениям, альтернативным европейским. Но клиенты монополии подчеркивают, что и сами пострадали от санкций, но их никто от штрафов освобождать не собирается.

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления ТАСС: Общим собранием членов Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) избраны новый состав президиума, его председатель и исполнительный директор, следует из сообщения Союза.

По примеру энергетиков

14.05.2012

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) первой отреагировала на призыв Владимира Путина о необходимости создания на рынке ж/д перевозок саморегулирующей организации (СРО), аналогичной существующей в электроэнергетике. Ведомство Игоря Артемьева предлагает не только наделить новую организацию контрольно-надзорными функциями над участниками рынка ж/д перевозок, но и закрепить за ней право регулировать соотношение цен и тарифов на грузоперевозки, а также создать на ее базе площадку для организованной торговли услугами.
В конце апреля ФАС опубликовала пояснительную записку к предложениям по созданию коммерческой инфраструктуры рынка железнодорожного транспорта. Основанием для разработки такого документа послужило заявление Владимира Путина на совещании в Кемерове 24 января, в ходе которого тогда еще глава правительства предложил создать саморегулируемую организацию в железнодорожной сфере, аналогичную Совету рынка, действующему в сфере электроэнергетики. Известно, что после этого совещания поручение по разработке модели СРО получили сразу несколько профильных ведомств. Однако на сегодняшний день свои предложения по этому вопросу представила только антимонопольная служба.
ФАС предложила создать новую организацию в форме некоммерческого партнерства и назвать ее "Советом рынка железнодорожного транспорта" (НП "Совет РЖТ"). В частности, одними из основных направлений работы НП "Совет РЖТ" должны стать определение экономически обоснованных пределов колебания цен на услуги, анализ соотношения цен и тарифов на услуги конкурентного и естественно-монопольного секторов рынка, регулирование условий оборота услуг, а также рассмотрение споров между участниками рынка. Между тем это предложение уже получило отрицательную оценку в Федеральной службе по тарифам (ФСТ), в которой напомнили, что "функции по государственному тарифному регулированию деятельности субъектов естественных монополий на ж/д транспорте не могут быть переданы иным организациям". Однако в рамках НП "Совет РЖТ" возможна координация услуг, не подлежащих государственному регулированию, добавили в ФСТ.
Еще одним предложением ФАС стало создание на базе НП площадки по проведению организованных торгов услугами по грузоперевозкам. Планируется, что на первоначальном этапе торги будут охватывать всего 5 - 15% рынка, но затем эта доля будет увеличиваться.
Подобная мера уже работает в электроэнергетике, однако там отсутствует необходимость доставки киловатта, напоминает руководитель департамента ж/д перевозок ИПЕМ Владимир Савчук. Что касается ж/д транспорта, здесь каждая из нескольких десятков миллионов вагоноотправок персонифицирована, в связи с чем возможности применения методов биржевой торговли ограничены, считает он.
Предполагается, что в состав НП "Совет РЖТ" войдут все участники рынка: операторы подвижного состава, грузовладельцы, владельцы инфраструктур, экспедиторы, органы власти и эксперты рынка. Формой их собрания должен стать общий тарифный съезд, в работе которого, по мнению антимонопольщиков, после 2015 года также должны принять участие перевозчики Белоруссии и Казахстана.
В самой ФАС пояснили, что представленные предложения будут еще дорабатываться на экспертном совете, после чего документ планируется направить в правительство. В Минтрансе, Минэкономразвития, Росжелдоре не стали комментировать проект ФАС, а также не уточнили, занимаются ли они разработкой подобного документа. В РЖД также не стали высказывать свою позицию.
По словам заместителя гендиректора "Сибур-Транс" Павла Белоусова, идея создания новой организации, так же как и предложение сформировать систему организованных торгов, является верным решением. Иной точки зрения придерживаются в НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава", сообщив, что в создании еще одной организации нет необходимости. В Первой грузовой компании (ПГК) также выступают за передачу полномочий СРО уже существующей НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава". Именно это партнерство должно стать основой для единственной организации саморегулирования операторской деятельности, заявили в ПГК.
Владимир Савчук из ИПЕМ опасается, что создание "Совета РЖТ" может оказаться обременительным для участников рынка. Стоимость грузоперевозок может возрасти, ведь "Совет РЖТ" - это еще один посредник между грузоотправителем и грузополучателем, услуги которого необходимо будет оплачивать, указывает эксперт. В целом же предложения ФАС носят обобщенный характер, и непонятно, о каком объеме рыночного регулирования идет речь: о 5 - 10% или о 100%, подытожил г-н Савчук.


Газета "РБК Daily", 14 мая 2012 г.


Возврат к списку