Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

По примеру энергетиков

14.05.2012

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) первой отреагировала на призыв Владимира Путина о необходимости создания на рынке ж/д перевозок саморегулирующей организации (СРО), аналогичной существующей в электроэнергетике. Ведомство Игоря Артемьева предлагает не только наделить новую организацию контрольно-надзорными функциями над участниками рынка ж/д перевозок, но и закрепить за ней право регулировать соотношение цен и тарифов на грузоперевозки, а также создать на ее базе площадку для организованной торговли услугами.
В конце апреля ФАС опубликовала пояснительную записку к предложениям по созданию коммерческой инфраструктуры рынка железнодорожного транспорта. Основанием для разработки такого документа послужило заявление Владимира Путина на совещании в Кемерове 24 января, в ходе которого тогда еще глава правительства предложил создать саморегулируемую организацию в железнодорожной сфере, аналогичную Совету рынка, действующему в сфере электроэнергетики. Известно, что после этого совещания поручение по разработке модели СРО получили сразу несколько профильных ведомств. Однако на сегодняшний день свои предложения по этому вопросу представила только антимонопольная служба.
ФАС предложила создать новую организацию в форме некоммерческого партнерства и назвать ее "Советом рынка железнодорожного транспорта" (НП "Совет РЖТ"). В частности, одними из основных направлений работы НП "Совет РЖТ" должны стать определение экономически обоснованных пределов колебания цен на услуги, анализ соотношения цен и тарифов на услуги конкурентного и естественно-монопольного секторов рынка, регулирование условий оборота услуг, а также рассмотрение споров между участниками рынка. Между тем это предложение уже получило отрицательную оценку в Федеральной службе по тарифам (ФСТ), в которой напомнили, что "функции по государственному тарифному регулированию деятельности субъектов естественных монополий на ж/д транспорте не могут быть переданы иным организациям". Однако в рамках НП "Совет РЖТ" возможна координация услуг, не подлежащих государственному регулированию, добавили в ФСТ.
Еще одним предложением ФАС стало создание на базе НП площадки по проведению организованных торгов услугами по грузоперевозкам. Планируется, что на первоначальном этапе торги будут охватывать всего 5 - 15% рынка, но затем эта доля будет увеличиваться.
Подобная мера уже работает в электроэнергетике, однако там отсутствует необходимость доставки киловатта, напоминает руководитель департамента ж/д перевозок ИПЕМ Владимир Савчук. Что касается ж/д транспорта, здесь каждая из нескольких десятков миллионов вагоноотправок персонифицирована, в связи с чем возможности применения методов биржевой торговли ограничены, считает он.
Предполагается, что в состав НП "Совет РЖТ" войдут все участники рынка: операторы подвижного состава, грузовладельцы, владельцы инфраструктур, экспедиторы, органы власти и эксперты рынка. Формой их собрания должен стать общий тарифный съезд, в работе которого, по мнению антимонопольщиков, после 2015 года также должны принять участие перевозчики Белоруссии и Казахстана.
В самой ФАС пояснили, что представленные предложения будут еще дорабатываться на экспертном совете, после чего документ планируется направить в правительство. В Минтрансе, Минэкономразвития, Росжелдоре не стали комментировать проект ФАС, а также не уточнили, занимаются ли они разработкой подобного документа. В РЖД также не стали высказывать свою позицию.
По словам заместителя гендиректора "Сибур-Транс" Павла Белоусова, идея создания новой организации, так же как и предложение сформировать систему организованных торгов, является верным решением. Иной точки зрения придерживаются в НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава", сообщив, что в создании еще одной организации нет необходимости. В Первой грузовой компании (ПГК) также выступают за передачу полномочий СРО уже существующей НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава". Именно это партнерство должно стать основой для единственной организации саморегулирования операторской деятельности, заявили в ПГК.
Владимир Савчук из ИПЕМ опасается, что создание "Совета РЖТ" может оказаться обременительным для участников рынка. Стоимость грузоперевозок может возрасти, ведь "Совет РЖТ" - это еще один посредник между грузоотправителем и грузополучателем, услуги которого необходимо будет оплачивать, указывает эксперт. В целом же предложения ФАС носят обобщенный характер, и непонятно, о каком объеме рыночного регулирования идет речь: о 5 - 10% или о 100%, подытожил г-н Савчук.


Газета "РБК Daily", 14 мая 2012 г.


Возврат к списку