Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

Для мира и войны

15.06.2012

Неудавшаяся практика аренды вагонов у частных операторов по тарифной ставке ниже рыночной заставила "Российские железные дороги" (РЖД) выступить с новой инициативой в этом направлении. На этот раз госмонополия хочет публично обязать операторов предоставлять вагоны по требованию грузоотправителей и перевозчиков. В компании настаивают на том, что предложение касается лишь отдельной категории грузов и не затрагивает интересы всех операторов.
В распоряжении РБК daily появился внутренний документ РЖД, презентованный на совете директоров госкомпании 14 мая, в котором компания предлагает публично обязать операторов предоставлять принадлежащие им вагоны и контейнеры для железнодорожных перевозок грузоотправителям в случае их обращения. Кроме того, "операторы должны будут передавать перевозчику по его обращению на определенный срок принадлежащие им вагоны с установлением квоты такого предоставления", следует из документа РЖД.
В пресс-службе РЖД РБК daily заявили, что речь идет лишь о воинских и социально значимых грузах. В любом случае это сырой проект, его планируется рассмотреть еще на двух заседаниях РЖД - объединенного ученого и научно-технического советов, после чего будет разработана конечная версия, отметили в компании.
Участники рынка уже отреагировали на инициативу РЖД.
"В целом мы не против публичности операторов, ведь услуга по предоставлению вагона под перевозку является частью публичной услуги перевозчика", - сообщил РБК daily президент НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Сергей Мальцев. Однако, по его словам, прежде чем утвердить подобное предложение, необходимо законодательно закрепить объем предоставляемого оператором парка, его специализацию и многие другие параметры. Кроме того, нужно учитывать, что перевозчик имеет право отказать в перевозке: должен быть принят документ, закрепляющий критерии отказа оператора в предоставлении вагона, резюмирует г-н Мальцев.
В НП операторов железнодорожного подвижного состава, объединяющем малых и средних операторов, предложение госмонополии встретили настороженно. Совершенно не понятно, на каком основании операторам вменяется в обязанность предоставление вагонов, возмущается председатель НП Ольга Лукьянова. По ее словам, физически реализовать эту норму смогут только два оператора: ПГК и ВГК, у остальных может просто не оказаться вагонного парка для закрытия потребностей грузоотправителей. При этом РЖД не отвечают на вопрос о согласии со ставками оператора, которые регулируются рынком, отмечает г-жа Лукьянова.
Похожее предложение уже озвучивалось РЖД в декабре прошлого года после летнего коллапса, связанного с перебоями подачи вагонов, вспоминает гендиректор частного оператора "Балттранссервис" Владимир Прокофьев. По его словам, тогда компания намеревалась обязать операторов предоставлять по требованию грузоотправителей и перевозчиков от 20 до 40% собственного парка.
Однако эта инициатива так и не была поддержана, а в конечном итоге правительство обязало РЖД брать вагоны у своих "дочек", а также привлекать на добровольной основе подвижной состав у частных операторов. Правда, никто из операторов так и не согласился сдать парк по ставке 1003 руб. в сутки за вагон (средняя рыночная стоимость вагона в сутки 1600 - 1800 руб.).
По мнению Андрея Рожкова из "Метрополя", последнее предложение РЖД может решить проблему обеспечения социально значимых грузов, причем без серьезного отъема вагонов у операторов. Если это касается лишь социальных и воинских грузов, объемы будут небольшими, в пределах 5% суммарного грузооборота, и правительство скорее всего одобрит такую инициативу, рассуждает аналитик. Однако если РЖД рассчитывают распространить такое обязательство на все грузы, им скорее всего не удастся пролоббировать свою идею, поскольку она будет противоречить условиям рыночной конкуренции, уверен г-н Рожков.


Газета "РБК Daily", 15 июня 2012 г.


Возврат к списку