Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

Сохранят опекунство

01.10.2012

Временная практика передачи в аренду РЖД полувагонов Второй грузовой компании, похоже, становится постоянной. В правительстве готовы сохранить действующую систему и в следующем году. Окончательное решение по этому поводу еще не принято, но исход дела уже ни у кого не вызывает сомнения. Правда, РЖД все же придется вернуть "дочке" часть парка, а под управлением монополии останется только 80 тыс. полувагонов.
О том, что РЖД сохранят за собой право оперирования вагонами своей крупнейшей "дочки" - Второй грузовой компании (ВГК) и смогут продолжать привлекать вагоны частных операторов, РБК daily рассказали участники состоявшегося на прошлой неделе совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича. "Согласовали, что РЖД продолжат управлять парком ВГК, правда, им оставят только 80 тыс. полувагонов", - объяснил РБК daily источник, знакомый с ходом обсуждения. Это еще не окончательное решение, уточнил он, его должны утвердить к 1 ноября.
По словам собеседника РБК daily в РЖД, вопрос с полувагонами ВГК "на 90% уже решен" в пользу госмонополии. Этот механизм был создан для грузоотправителей, и "они полностью поддерживают, потому что внедрение этой системы позволило им ехать", говорит он. В ВГК сообщили, что не будут противиться решению материнской компании.
Идея передачи в управление РЖД вагонов "дочек" была утверждена правительством осенью 2011 года. Причиной послужила ситуация, когда сотни грузоотправителей не могли вывести груз по причине нехватки вагонов и роста цен на их использование. К примеру, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев даже обратился к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву с просьбой помочь вывезти из региона 13 млн т скопившегося на складах угля.
Предполагалось, что РЖД арендуют не менее 200 тыс. полувагонов ВГК и ПГК, однако в итоге ПГК была продана Владимиру Лисину, и РЖД пришлось ограничиться лишь 106 тыс. полувагонами ВГК (20% общероссийского парка полувагонов). Кроме того, РЖД получили право привлекать полувагоны частных операторов на основании аукциона или публичной оферты, однако до сих пор ни одна компания не согласилась на сделку с монополией, объясняя это слишком низкой арендной ставкой - 1003 руб. за вагон в сутки. (Для сравнения, рыночная стоимость вагона в сутки составляет 1300 - 1400 руб.) Планировалось, что РЖД будут работать по такой системе до конца 2012 года, а потом вернут все привлеченные вагоны. Однако уже летом стало понятно: монополия не хочет отказываться от новой модели работы. Основным критиком РЖД в этом вопросе стало объединение крупнейших операторов - НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" (СОЖТ) во главе с Сергеем Мальцевым.
Передача вагонов в управление РЖД была лишь временной мерой, задуманной в условиях дефицита подвижного состава и необходимой для перевозки социально значимых грузов, напомнили в СОЖТ. Сейчас проблема с нехваткой вагонов исчерпана, более того, свыше 80% отправок в привлеченном парке приходится на экспортные перевозки, в том числе через порты, то есть не по прямому назначению, рассказывают в партнерстве. При этом по итогам августа средняя скорость этих вагонов из-за систематических ограничений по движению превышает скорость вагонов частных операторов на 87%, указывают операторы. В ПГК отметили, что считают необходимым оставить в распоряжении РЖД лишь 20 - 25 тыс. вагонов.
Пока риски для ряда грузовладельцев сохраняются, подобную практику необходимо сохранить, пусть даже в сокращенном объеме, говорит Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. По мнению аналитика, за лишние вагоны платить смысла особого нет, а загрузить их работой проблематично, так что решение с 80 тыс. вагонов выглядит вполне логично, считает аналитик.
Примечательно и то, что недавно РЖД заявили о намерении снизить арендную ставку за полувагоны до 900 руб. в сутки. "Теперь у нас есть право менять тариф раз в месяц, и мы этим воспользовались", - сообщил представитель монополии.


Газета "РБК Daily", 1 октября 2012 г.


Возврат к списку