Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние

Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние Комерсантъ: Законопроект об ответственности инвесторов в морские порты, дополненный ко второму чтению рядом положений, касающихся железных дорог, вызвал резкую критику участников рынка. Свои письма в разные правительственные инстанции направили Союз операторов железнодорожного транспорта, «Русская сталь» и Ассоциация морских торговых портов. Все они говорят о дополнительной нагрузке, несопоставимости масштаба ответственности инвесторов перед государством и государства перед ними, рисках дискриминации.

Вагоны уезжают от ремонтов

Вагоны уезжают от ремонтов Комерсантъ: Профицит подвижного состава на сети, снижение погрузки и доходности оперирования негативно сказались на вагоноремонтном рынке: в 2020 году объем плановых ремонтов сократился примерно на 13% и продолжает падать в 2021 году. Цена также снизилась, на 5–15%, следует из данных клиентов вагоноремонтных предприятий. Однако рост цен на металл, выражающийся в увеличении стоимости комплектующих, а также запрет импорта украинских железнодорожных колес могут развернуть этот тренд.

Конвенции следуют казахстановочно

Конвенции следуют казахстановочно КомерсантЪ: Российские железнодорожные операторы и промышленники жалуются на действия Казахстана, который в декабре вновь объявил конвенционный запрет на подачу порожних вагонов из других стран. Операторы оценивают свои убытки за месяц в 108 млн руб.

Операторов готовят к воинской повинности

19.10.2012

Предложение РЖД обязать частных операторов предоставлять по требованию грузоотправителей вагоны под перевозку социально значимых и воинских грузов, похоже, нашло положительный отклик у чиновников. В правительстве уже обсуждают вопрос о необходимости резервирования операторами части принадлежащего им парка. При этом пока не ясно, будут ли вовлечены в этот процесс все операторы и по какой стоимости они будут возить низкодоходные грузы. По подсчетам аналитиков, частникам придется "пожертвовать" 51 тыс. вагонов.
В конце сентября вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание с участием операторов, профильных министерств и РЖД. По его итогам Минтрансу, Минэкономразвития, ФАС и ФСТ совместно с НП "СОЖТ" (партнерство объединяет крупнейших на рынке операторов) было поручено подготовить предложения по обеспечению грузоотправителей социально значимых и воинских грузов необходимым числом вагонов. Сделать это предполагается за счет частных операторов, которые бы резервировали часть своего парка под особо важные грузы.
Разработкой соответствующего проекта занялся СОЖТ, который подготовил сразу несколько моделей перевозок социально значимых грузов, отличающихся друг от друга количеством вовлеченных в этот процесс операторов и методом их отбора, а также способом финансирования выпадающих доходов.
Предполагается, что итоговая модель будет согласована на днях. Среди предлагаемых СОЖТ вариантов - переложить ответственность за перевозку специальных грузов на одного или несколько крупнейших операторов. При этом все остальные операторы должны будут компенсировать их выпадающие доходы за счет взносов в специально созданный для этого фонд. Другой вариант - перевозить грузы будут также несколько операторов, но без компенсации разницы в тарифе. Еще одна модель предполагает, что перевозчики "особого" груза будут выбраны на конкурсной основе и государство им компенсирует недополученную прибыль из бюджета. Однако, как признаются в самом СОЖТ, скорее всего, выбор будет сделан в пользу комбинированной модели с проведением электронных торгов. Этот вариант предполагает, что для каждого оператора будет опреде- лена квота на предоставляемый ими состав и все они будут участвовать в торгах на понижение цены.
Профильные ведомства пока не торопятся высказываться о том, кто и как должен быть ответственным за перевозку низкодоходных грузов. В Минтрансе сообщили РБК daily, что подготовили соответствующий доклад в правительство, однако его подробности раскрывать не стали. В Минэкономразвития заявили, что ожидают итогового предложения от СОЖТ, после чего будет рассмотрен вопрос о постепенной передаче части специальных грузов из ведения ВГК ("дочка" РЖД) частным операторам. В ФАС и ФСТ воздержались от комментариев.
Стоит напомнить, что на данный момент перевозка воинских и социально значимых грузов (под эту категорию подпадают товары народного потребления, топливо для нужд ЖКХ, пищевая продукция, строительные и сельскохозяйственные грузы) осуществляется в основном за счет парка полувагонов ВГК, переданного с этой целью под управление РЖД и отличающегося своей относительной дешевизной (900 руб. за вагон в сутки вместо среднерыночных 1300 - 1400 руб.). Для того чтобы снять с себя дополнительную нагрузку, РЖД еще весной выступили с предложением подключить к перевозке специальных грузов также вагоны частных операторов. В РЖД напомнили РБК daily, что передача монополии парка ВГК - временная мера, в связи с чем необходимо предусмотреть "механизмы привлечения парка других операторов под такого рода перевозки". Рынку нужна новая модель работы, когда за каждым из участников будут четко закреплены его права и обязанности, соглашаются в ВГК.
Уровень конкуренции между операторами сегодня настолько высок, что любые перевозки имеют свою ценность и востребованность, прокомментировали ситуацию в ПГК (крупнейший частный оператор). При этом в компании отметили, что "для установления справедливых рыночных цен наиболее действенным механизмом по предоставлению вагонов" считают электронные торги.
Объем погрузки социально значимых грузов можно оценить в 6 - 7% от общего объема погрузки на сети, при этом в полувагонах аналогичная доля составляет 4 - 5%, а доля воинских грузов и вовсе незначительная, говорит Игорь Куротченко из Института проблем естественных монополий. По оценке аналитика, вагонов для обеспечения перевозки таких грузов необходимо в разы больше - примерно 51 тыс. полувагонов для социально значимых грузов и незначительное число платформ под воинскую технику.


Газета "РБК Daily", 19 октября 2012 г.


Возврат к списку