Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

РЖД оценило потери от ВТО

07.11.2012

Как стало известно Коммерсанту, ОАО РЖД оценивает в 21 млрд руб. ежегодный выпадающий доход на тарифах из-за вступления России в ВТО. Он сформируется из-за унификации в 2013 году международных и внутренних ставок на перевозку нескольких типов грузов, в первую очередь нефти и нефтепродуктов. Компенсировать потери ОАО РЖД предлагает, установив единые тарифы выше внутрироссийских в среднем на 4-8%, но ниже международных. В ФСТ окончательного решения еще не приняли.
В распоряжении Коммерсанта оказались расчеты ОАО РЖД по возможным потерям доходов на тарифах из-за вступления России в ВТО. Речь идет о выравнивании ставок на перевозки через сухопутные погранпереходы с внутрироссийскими. Разница между ними по стандартам ВТО является торговым барьером. "В целом сближение международных и внутренних тарифов ФСТ вела с 2006 года, по большинству родов грузов ставки почти выравнялись",— рассказывает источник Коммерсанта, знакомый с ситуацией. Но по нескольким видам грузов разница остается существенная. Это в первую очередь нефть и нефтепродукты, а также продукты неорганической химии и лесные грузы. "Так, по нефти международные тарифы выше внутрироссийских в среднем на 30%",— отмечает источник Коммерсанта. Ставки должны быть унифицированы с 1 января 2013 года.
"Сейчас тарифы по экспортно-импортным перевозкам через сухопутные погранпереходы считаются по третьему разделу прейскуранта 10-01, а внутрироссийские — по второму разделу. С нового года про третий раздел прейскуранта, грубо говоря, можно вообще забыть",— поясняет собеседник Коммерсанта. Согласно расчетам ОАО РЖД, если международные тарифы снизить до внутрироссийских (с учетом унификации тарифа на порожний пробег цистерн), выпадающий доход монополии составит 21 млрд руб. в год. Основная часть придется на нефтяные грузы — 18 млрд руб. Потери по лесным грузам составят 2,4 млрд, а по неорганической химии — 0,6 млрд руб.
Отдельно монополия просчитала возможные потери от унификации тарифов на транзитные перевозки в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Если будут унифицированы транзитные ставки по всем направлениям, потери РЖД составят 7,1 млрд руб. Таким образом, в сумме монополия может потерять на унификации тарифов до 28,1 млрд руб. в год.
Для компенсации потерь РЖД предлагает установить единые тарифы не на уровне внутренних, а чуть выше. Так, по нефтяным грузам монополия предлагает поднять ставки в среднем на 5% (через спецкоэффициент), по лесным — на 8%, по неорганической химии — на 4%. Это рост без учета общей индексации тарифов в следующем году (на 7%).
В ФСТ Коммерсанту подтвердили, что готовят унификацию тарифов с 2013 года. Итоговое решение, как говорят в службе, будет учитывать сохранение доходной базы РЖД. Но тарифная нагрузка не должна расти темпами, превышающими прогнозы социально-экономического развития России, оговариваются в ФСТ. Источник Коммерсанта, знакомый с ситуацией, уточняет, что "по ВТО унифицировать тарифы придется в любом случае, а по транзитам в рамках ЕЭП решение, скорее всего, затянется".
Исполнительный директор НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Дмитрий Королев уверен, что единые тарифы для нефтяных, нефтехимических и лесных грузов будут выше, чем нынешние внутрироссийские. "Унифицированный тариф будет выгоден для экспортеров, которые в том числе смогут активнее задействовать в своей логистике порты стран СНГ и Балтии. А перевозки внутри России, например транспортировка нефти до НПЗ, станут дороже",— добавляет господин Королев. В ОАО РЖД подтвердили возможную сумму потерь от унификации тарифов, а также коэффициенты, которые позволят сохранить доходность.
Экспортные потоки нефтегрузов на железной дороге сейчас тяготеют к морским границам — в том числе из-за тарифной политики. В адрес припортовых станций в прошлом году погружено 81,7 млн тонн, в то время как на сухопутные погранпереходы ушло почти в два раза меньше — 42 млн тонн. В целом же в транспортировке углеводородного сырья железная дорога занимает лишь около 10% — остальное обеспечивают трубопроводы. Зато по сети РЖД доставляется потребителям 80% мазута и почти весь бензин.
Более 80% рынка железнодорожных перевозок нефтеналива занимают частные ОАО "Первая грузовая компания", ООО "Трансойл", ООО "ЛУКОЙЛ-транс", Globaltrans, ЗАО "Нефтетранссервис", ООО "ТЭК “Евротранс"". Топ-менеджер одной из компаний отметил, что рост тарифа отразится на ценах перевозки для грузоотправителей и, как следствие, в итоге может сказаться на ценах конечной продукции, в том числе бензина.


Газета "коммерсант", 7 ноября 2012 г.


Возврат к списку