Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние

Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние Комерсантъ: Законопроект об ответственности инвесторов в морские порты, дополненный ко второму чтению рядом положений, касающихся железных дорог, вызвал резкую критику участников рынка. Свои письма в разные правительственные инстанции направили Союз операторов железнодорожного транспорта, «Русская сталь» и Ассоциация морских торговых портов. Все они говорят о дополнительной нагрузке, несопоставимости масштаба ответственности инвесторов перед государством и государства перед ними, рисках дискриминации.

Вагоны уезжают от ремонтов

Вагоны уезжают от ремонтов Комерсантъ: Профицит подвижного состава на сети, снижение погрузки и доходности оперирования негативно сказались на вагоноремонтном рынке: в 2020 году объем плановых ремонтов сократился примерно на 13% и продолжает падать в 2021 году. Цена также снизилась, на 5–15%, следует из данных клиентов вагоноремонтных предприятий. Однако рост цен на металл, выражающийся в увеличении стоимости комплектующих, а также запрет импорта украинских железнодорожных колес могут развернуть этот тренд.

Конвенции следуют казахстановочно

Конвенции следуют казахстановочно КомерсантЪ: Российские железнодорожные операторы и промышленники жалуются на действия Казахстана, который в декабре вновь объявил конвенционный запрет на подачу порожних вагонов из других стран. Операторы оценивают свои убытки за месяц в 108 млн руб.

Больше конкретики

19.12.2012

Участники 10-й Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство» обсудили целесообразность и формы создания саморегулируемых организаций на операторском рынке. Большинство выступило за СРО. Только что именно они смогут регулировать, пока не очень ясно.      
Обсуждение открыл член президиума некоммерческого партнерства "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Сергей Тугаринов. Он озвучил уже неновую для отраслевых игроков позицию своей организации, выступающей за создание СРО. Сферы безопасности перевозок и некоторых их технических правил, заявил он, уже в достаточной степени законодательно отрегулированы, "поэтому часть вопросов можно было бы отдать на саморегулирование".
"Сейчас в сфере грузовых перевозок функционирует более 1 млн единиц подвижного состава, из которого 91% в руках частных владельцев. Вместе с тем сложилась парадоксальная ситуация, - считает г-н Тугаринов. - Комплексная услуга по перевозке грузов разделена на услугу по перевозке ОАО "РЖД" и по предоставлению вагонов частными операторами, но должное взаимодействие между ними при этом отсутствует. Правовой статус оператора не урегулирован, его взаимодействие с перевозчиком законодательно не определено. Сегодня на законодательном уровне должен быть определен вид договора на оказание операторских услуг между оператором и потребителем, раскрыт его предмет, существенные условия, принципы работы операторов на рынке. Без этого до введения системы саморегулирования дальнейшие действия бессмысленны".
Применение в сфере оперирования подвижным составом опыта реформирования в электроэнергетике - то есть создание СРО по аналогии НП "Совет рынка" - он также назвал невозможным по ряду причин.
"В связи с этим мы подготовили предложения по внесению изменений в федеральный закон "О железнодорожном транспорте". Они закрепляют правовые основы деятельности оператора, а также учитывают особенности саморегулирования в этой сфере", - напомнил представитель НП, уточнив, что предлагается закрепить обязательное членство операторов в СРО, которая будет единственной для операторов. Обязательным предполагается сделать и участие членов СРО в подготовке отраслевых законов и нормативных актов, включая акты технического регулирования. А также разработку неукоснительных для выполнения правил и стандартов операторской деятельности. Пока предложения НП находятся на рассмотрении в Минтрансе.
Председатель НП операторов железнодорожного подвижного состава (ОЖдПС)
Ольга Лукьянова с такой формой создания СРО не согласилась. Она заявила, что не считает целесообразным создавать какую-либо СРО с обязательным членством.
Более того, нет острой необходимости в таковой в принципе. Главный аргумент г-жи Лукьяновой - "фактическая невозможность ее существования".
"Саморегулированием может быть охвачена лишь та деятельность, которая может выполняться субъектами в независимости от других лиц, - отметила она.
- Но деятельность операторов с технологической точки зрения не является самодостаточной: какие бы стандарты он ни разработал, они будут затрагивать права и обязанности третьих лиц. А это означает, что оператор не может принимать такие стандарты сам по себе. Единственный стандарт, который может быть разработан СРО операторов, - это стандарт предоставления операторской услуги. Хотяне совсем ясно, чем существенно важным такой стандарт наполнять. Отношения с клиентом складываются на основе отлаженных договоров, размещающихся на двух листах. Операторская деятельность на самом деле достаточно проста, и расписывать ее в стандартах - значит создавать пустые и заведомо ненужные правила".
Генеральный директор ЦФТО ОАО "РЖД" Елена Кунаева поддержала г-жу Лукьянову в том, что деятельность оператора не является самодостаточной. Но, тем не менее, открыто дала понять, что идеи НП больших операторов холдингу ближе. "Мы как перевозчик заинтересованы в том, чтобы была единая СРО, которая бы разрабатывала единые стандарты, регулирующие их деятельность. А самый большой интерес для нас представляет закрепление между перевозчиком и единой СРО ответственности при организации перевозок - в том числе в технологических аспектах", - сказала она и добавила, что в качестве базовой площадки для создания СРО логичнее рассмотреть именно одну большую организацию.
Между тем г-жа Лукьянова подняла вопрос рисков вступления в такую единую СРО малых операторов, которых на сети сейчас около 400. "Успокоить" ее поспешил Сергей Тугаринов, заявив, что рисков нет. Просто, по его словам, малые операторы, которые не смогут войти в СРО, "не будут операторами, а останутся собственниками подвижного состава" с возможностью передавать его в аренду.
На это ОЖдПС возражает: малых операторов не прельщает такая смена бизнеса и следующие из нее финансовые потери.
Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта АНО
"Институт проблем естественных монополий" Владимир Савчук обратил внимание, что многим участникам перевозочного процесса и вовсе непонятно, чем им грозит создание или несоздание СРО. И поэтому предложил составить перечень того, что она будет регулировать.

Подтверждением тому стали слова генерального директора ЗАО "Русская тройка" Николая Резвова, который отметил, что для начала было бы не лишним опросить операторское сообщество, что оно хочет видеть в СРО. "Я, допустим, такого запроса не получал", - посетовал он


Газета "Гудок", 19 декабря 2012 г.


Возврат к списку