Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД  РБК: Предоставление приоритета по вывозу груза в обмен на предоплату в адрес РЖД нарушает антимонопольное законодательство, считает ФАС. Эта идея Минтранса, по версии регулятора, ущемляет права в том числе малого и среднего бизнеса

Хочешь ехать в первом классе

Хочешь ехать в первом классе Комерсантъ: Правительство поменяет порядок вывоза грузов на восток. Собеседники “Ъ” в отрасли восприняли документ традиционно плохо. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассказали, что считают предлагаемые Минтрансом изменения «искажающими принципы равнодоступности, публичности и недискриминационности перевозки».

Железные дороги не справились с вагонами

01.03.2013

ОАО РЖД принципиально меняет подход к организации перевозок, фактически отказываясь от оперирования вагонами, которого до недавнего времени активно добивалось. Монополия массово возвращает дочерней Федеральной грузовой компании (ФГК) привлеченные у нее полувагоны. В аренде у ОАО РЖД осталось лишь около 50 тыс. полувагонов, хотя правительство разрешило привлечь до 88 тыс. В монополии говорят, что с операторского рынка ее вытесняют демпингующие конкуренты, в частности Первая грузовая компания. При этом ФГК, которая в 2012 году почти весь парк сдавала ОАО РЖД, становится заметным игроком.
О том, что ОАО РЖД возвращает ФГК арендуемые вагоны, "Ъ" рассказали несколько участников рынка. В прошлом году монополия арендовала у дочерней компании 103-106 тыс. полувагонов, в начале года их число было уменьшено до 79,5 тыс., но в течение февраля ОАО РЖД вернуло ФГК еще около 30 тыс. вагонов. В пресс-службе монополии подтвердили, что сейчас у ФГК арендуются лишь 50 тыс. полувагонов.
В последние два года, после выведения из ОАО РЖД почти всех вагонов в дочерние Первую и Вторую грузовые компании (первая продана структурам Владимира Лисина, вторая стала ФГК), монополия активно добивалась возврата в той или иной форме хотя бы части парка, утверждая, что без него не может эффективно организовывать перевозки на сети. В 2012 году ОАО РЖД привлекало подвижной состав у ФГК по специальному постановлению правительства (для перевозки военных и социальных грузов, а также для выполнения функции публичного перевозчика, по которой монополия обязана предоставить фактически любому заявителю вагон под погрузку). Эта практика вызывала большие нарекания у частных операторов, по их мнению, привлеченный парк имел приоритет на инфраструктуре, к тому же использовался и на коммерческих маршрутах, например для экспорта угля. Операторы выражали готовность взять на себя функции, которые исполняет парк ОАО РЖД, в том числе через создание электронной площадки, на которой любой грузоотправитель может заказать вагон и гарантированно его получить (разработка этой технологии продолжается).
В итоге в конце 2012 года правительство согласилось, что размер парка, который арендует ОАО РЖД, нужно поэтапно уменьшать, и установило для монополии планку максимум 88 тыс. полувагонов. До такого размера арендуемый парк монополия должна была уменьшить как раз к 1 марта. Перевыполнить установку правительства ОАО РЖД вынудил рынок, поясняет высокопоставленный источник в монополии. "Мы ограничены в тарифной политике. Сейчас работаем по прейскуранту, ставка составляет около 700 руб. за вагон в сутки. В то время как операторы, в первую очередь крупные, жестко демпингуют, ставка у Первой грузовой компании уже опустилась до 500- 600 руб. У нас просто нет спроса на вагоны, поэтому и отдали их обратно ФГК, которая может работать на рыночных условиях", - пояснил собеседник "Ъ". Впрочем, уже в ближайшее время для парка ОАО РЖД будет введено формульное ценообразование (ставка будет меняться в соответствии с динамикой ряда показателей).
При этом топ-менеджеры ОАО РЖД до сих пор настаивают, что только при наличии у монополии парка вагонов можно обеспечить эффективную работу всей сети. Вице-президент ОАО РЖД Анатолий Краснощек вчера заявил, что для выхода на общую погрузку свыше 3,5 млн тонн в сутки у ОАО РЖД должно быть не менее 25-30% общего парка полувагонов в стране, то есть порядка 150 тыс. Как монополия теперь планирует сформировать такой парк, пока неизвестно. "Возможно, все-таки будем работать с частными операторами, но необходимы взаимовыгодные условия", - поясняет источник "Ъ".
Между тем ФГК, которая на рынке полувагонов в 2012 году была фактически не представлена, теперь начинает играть все более значительную роль. Всего у компании 130 тыс. полувагонов. Сразу несколько участников рынка на условиях анонимности подтвердили "Ъ", что уже ощутили "активное присутствие" ФГК и корректируют свои планы исходя из новой ситуации.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров согласен, что с учетом профицита подвижного состава ОАО РЖД сложно эффективно управлять своим парком. В той или иной форме, но госконтроль за ставками на вагоны монополии остается, поэтому она проигрывает частным операторам, более чутко реагирующим на конъюнктуру, пояснил эксперт. ФГК же, в отличие ОАО РЖД, будет работать именно как рыночный игрок, стараясь обеспечить максимальную загрузку и минимизировать порожний пробег, поэтому наверняка усилит и так достаточно жесткую конкуренцию.

Газета "Коммерсант", 1 марта 2013 г.


Возврат к списку