Меняющиеся условия требуют актуализации нормативно- правовой базы

Меняющиеся условия требуют актуализации нормативно- правовой базы РЖД-Партнер: Тему текущей ситуации в сфере нормативно-правового регулирования железнодорожного транспорта, необходимости актуализации ряда актов на конференции «Операторский бизнес: четверть века на сети РЖД», организованной ИА «РЖД-Партнер», осветил исполнительный директор союза операторов железнодорожного транспорта Игорь Санковский.

Левитин: Весь подвижной состав железных дорог сейчас принадлежит частным компаниям

Левитин: Весь подвижной состав железных дорог сейчас принадлежит частным компаниям Российская газета: Сейчас весь подвижной состав на железной дороге принадлежит частным компаниям, в руках государства - только инфраструктура. Об этом заявил помощник президента РФ, секретарь Госсовета РФ Игорь Левитин в ходе сессии "Железнодорожная логистика нового времени. Реалии, вызовы и возможности" на площадке Восточного экономического форума. Потому важно найти пути взаимодействия государства и бизнеса.

Вагоны остановились по требованию

10.04.2013

России снова угрожает кризис железнодорожных перевозок. ОАО РЖД с 6 апреля начало остановку 10% подвижного состава в стране - около 100 тыс. грузовых вагонов с комплектующими Кременчугского завода (Украина) и "Алтайвагона". В первую очередь проблемы могут возникнуть у угольщиков. В монополии считают вагоны "потенциально опасными" и ждут решений чиновников. Операторы говорят, что ОАО РЖД превысило полномочия и может нанести серьезный ущерб рынку. По данным "Ъ", в ситуацию уже вмешался Минтранс, сегодня запрет может быть уменьшен примерно до 28 тыс. вагонов, но всем им нужно поменять литье, что потребует дополнительных расходов.
В распоряжении "Ъ" оказались три телеграммы первого вице-президента ОАО РЖД Вадима Морозова от 4 и 6 апреля. В них монополия запрещает эксплуатацию на своей инфраструктуре грузовых вагонов с боковыми рамами Кременчугского сталелитейного завода (Украина) 2010-2011 годов выпуска и литьем "Алтайвагона" 2010 года. Причина - в участившихся в последнее время сходах вагонов, укомплектованных деталями этих производителей. Вагоны, согласно телеграммам, признаны "потенциально опасными" и отставляются от эксплуатации по окончании погрузочно-разгрузочных операций. Срок запрета - "до вынесения соответствующих решений федеральных органов". По данным "Ъ", запрет коснулся целого ряда крупных операторов, среди которых Первая грузовая компания, "Нефтетранссервис", Rail Garant, СУЭК (логистический дивизион), "Трансойл".
В ОАО РЖД подтвердили существование телеграмм. В компании уточнили, что только в 2013 году было пять случаев излома боковых рам "Алтайвагона" и десять - Кременчугского завода. "Мы неоднократно обращали внимание на потенциальную угрозу при дальнейшей эксплуатации продукции именно этих производителей. Единственным приемлемым вариантом, который сможет исключить существующую угрозу жизни и здоровью пассажиров, экологической безопасности, сохранности перевозимых грузов и инфраструктуры, должны стать полный запрет эксплуатации потенциально опасной продукции и ее принудительное изъятие", - пояснили в монополии.
На рынке решение ОАО РЖД вызвало реакцию, близкую к панике. В НП СОЖТ (объединяет крупнейших операторов) говорят, что под запрет подпадает около 100 тыс. грузовых вагонов (примерно 10% парка). По данным "Ъ", около 50 тыс. из них - полувагоны; и еще несколько десятков тысяч цистерн. "Решение ОАО РЖД базируется в основном на статистических данных по транспортным происшествиям, а не на результатах независимых экспертиз сломавшихся деталей", - считает исполнительный директор НП СОЖТ Дмитрий Королев. Мощности вагоноремонтных предприятий не позволят оперативно заменить литье на таком количестве подвижного состава, поясняют в НП СОЖТ, на рынке отсутствует необходимое количество качественного литья, а его дефицит приведет к необоснованному спекулятивному росту стоимости литья и расходов владельцев вагонов. Одновременно остановленные вагоны занимают инфраструктуру, осложняя движение. "Действия ОАО РЖД в данном случае выходят за пределы принятых Ространснадзором предписаний", - отмечает Дмитрий Королев. Ространснадзор на сегодня принял решение об изъятии лишь 49 конкретных боковых рам.
По данным источников "Ъ", сегодня ситуация будет обсуждаться на совещании в Минтрансе. Операторы намерены потребовать сформировать пономерной список вагонов, которые реально могут представлять опасность, а остальной подвижной состав снова допустить к перевозкам. "Минтранс должен принять решение в считаные дни, вагоны отставляются быстро, - говорит один из участников рынка. - Если совещания затянутся на неделю и все 100 тыс. вагонов отставят, на сети начнутся коллапс и перераспределение грузовой базы между операторами".
Источники "Ъ" говорят, что Минтранс уже провел срочные консультации с ОАО РЖД и сегодня меры могут быть смягчены. "Планируется сузить круг потенциально опасных вагонов примерно до 28 тыс. - с литьем "Алтайвагона", произведенным в феврале, апреле и июне 2010 года, а также с боковыми рамами Кременчуга, выпущенными в 2010 году", - уточнил источник "Ъ" в ОАО РЖД. Оба завода должны будут согласовать с операторами график замены литья и "порядок возмещения затрат".
По мнению Владимира Савчука из Института проблем естественных монополий, остановка 28 тыс. вагонов не станет большой проблемой для всего рынка, но "ударит по конкретным операторам и грузовладельцам". "Запрет, насколько я понимаю, сильно коснулся угольщиков. Отставляемые вагоны работали в местах массовой погрузки, в том числе в Кузбассе, - отмечает эксперт. - Их нужно выдергивать из перевозочного процесса, отгонять в депо, ждать поставок литья. Причем почти одномоментно заменить 30 тыс. боковых рам - серьезный вызов для вагоноремонтных заводов РФ". Операторам, временно теряющим часть парка, нужно будет срочно искать замену на рынке, добавляет господин Савчук, так что возможен всплеск тарифов на предоставление вагонов в конкретных сегментах.

Газета "Коммерсант", 10 апреля 2013 г.


Возврат к списку