Вагонам стало не прикольно

Вагонам стало не прикольно КОММЕРСАНТ: Операторы ищут способы поставить большой массив лишних вагонов «на прикол» на приемлемых условиях и надолго. «Одна из идей, которые мы будем более подробно обсуждать с коллегами из ОАО РЖД,— введение дифференцированной платы за отстой на путях общего пользования по принципу, схожему с принципами "Московского паркинга",— рассказал на конференции "PRO//Движение.1520" исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин.

Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Спор за маршрут

31.07.2013

Как сообщила "Гудку" начальник департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Надежда Михайлова, участки для пилотного проекта по либерализации доступа железнодорожных операторов к маршрутам ОАО "РЖД" подбирало согласно критериям, которые содержатся в "Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года".
Документ, утвержденный Правительством РФ в январе 2011 года, предусматривает тестирование моделей "за маршрут" и "на маршруте". Критерии выбора участков для эксперимента по созданию локальных перевозчиков РЖД подбирались по модели конкуренции "за маршрут". Предполагается, что локальный перевозчик получит право осуществлять грузоперевозки на отдельных участках инфраструктуры сроком до 10 лет. Для развития конкуренции "за маршрут" должен выбираться тупиковый участок протяженностью 200–700 км. Кроме того, на нем должна быть неполная загруженность без смены вида тяги. При этом выбор локального перевозчика (с исключительным правом осуществлять все грузовые перевозки) на 5–10 лет должен проходить по итогам конкурса. Затем он сможет выбрать технологию перевозки.
При этом на данной модели частным перевозчикам не должны достаться маршруты, подводящие к портам и пограничным переходам, а также перегоны с преобладающим пассажирским движением. Это порядка 60% всех перевозок.
По модели "на маршруте" осуществлять свою деятельность смогут несколько локальных грузовых перевозчиков параллельно с РЖД на публичной основе на отдельных участках и маршрутах сети. Но Надежда Михайлова пояснила, что в РЖД придерживаются мнения, что организовывать деятельность локальных перевозчиков "на маршруте" нецелесообразно. Ведь таким образом частные перевозчики заберут самые коммерчески выгодные маршруты.
"Сейчас для частных перевозчиков существуют все условия – тарифная система на перевозки грузов построена методом усредненного пирога, т.е. на среднесетевых издержках, и предполагает перекрестное субсидирование посредством деления грузов на тарифные классы. Если предоставить возможность локальным перевозчикам организовать перевозки на выгодных маршрутах, то нерентабельные перевозки (к примеру уголь, щебень) останутся на РЖД", – полагает госпожа Михайлова. Тогда может возникнуть необходимость либо резко повышать тарифы на все оставшиеся в РЖД перевозки (в противном случае доходы РЖД не смогут компенсировать возникающих затрат). Собеседник "Гудка" сообщила, что в этих условиях не получится изыскивать средства на модернизацию и развитие инфраструктуры. При этом на данный момент перед железнодорожниками остро стоит задача расширить источники для развития инфраструктуры железнодорожного транспорта и увеличить тем самым ее пропускную способность.
Кроме того, в РЖД полагают, что в "Целевой модели…" не определена логика и последовательность организации работы локальных перевозчиков на этих маршрутах.
"Все дело в том, что пока не созданы условия для функционирования модели: нет нормативной базы, не отработана технологическая схема взаимодействия. Таким образом, организация деятельности локальных перевозчиков на ограниченных, как правило, тупиковых участках – это разумный эксперимент, а запуск конкуренции РЖД и альтернативных перевозчиков на всей сети крайне рискован. Если на такие участки придет грамотный перевозчик и сумеет эффективно организовать перевозки, то это будет очень хороший импульс для развития конкуренции среди перевозчиков, но произойдет это не за счет эксплуатации локальных оптимумов", – резюмировала Надежда Михайлова.
По мнению РЖД, чтобы грузоперевозчики были допущены к маршрутам, во многие нормативные акты нужно внести изменения.
В частности, требуются изменения в федеральные законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", документы Минтранса и ФСТ.
РЖД направили в Минтранс РФ перечень предлагаемых для проведения эксперимента участков, а также предложения в план мероприятий по его организации, включая предложения по изменению нормативных актов. Минтранс РФ комментарий "Гудку" по этому вопросу не предоставил.
Также свои предложения в Минтранс должны будут представить члены Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава (СОЖТ). В СОЖТ ответили, что предложения на данный момент разрабатываются.

Газета "Гудок", 31 июля 2013 г.


Возврат к списку