Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

Операторам дадут попробовать тяги

01.10.2013

ОАО РЖД начинает эксперимент по созданию так называемых локальных перевозчиков. Операторы -- частные владельцы вагонов -- попробуют на отдельных участках железнодорожной сети осуществлять полный цикл перевозки, эксплуатируя не только вагоны, но и локомотивы. Операторы давно добивались этого права. Но в Минтрансе считают, что функционирование таких перевозчиков в нынешних условиях преждевременно.
Участки для пилотного проекта по либерализации доступа операторов к маршрутам ОАО РЖД подбирало согласно критериям, которые содержатся в "Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года". Этот документ предусматривает две модели конкуренции -- на маршруте и за маршрут. В первом случае на том или ином отрезке сети операторы открыто конкурируют между собой и с ОАО РЖД (за предоставление тяги для поезда). Во втором -- владельцы вагонов, готовые купить и использовать свои локомотивы, на конкурсе спорят за отдельный маршрут, где потом десять лет спокойно работают и им никто не мешает.
У ряда крупных операторов уже есть возможность предоставлять услуги тяги. И они не прочь потеснить локомотивы РЖД в открытой конкуренции. Однако пока им такой возможности не предоставят, поскольку ОАО РЖД и Минтранс опасаются неприятных последствий. Основной аргумент: частники придут только на самые доходные маршруты, а госкомпании останутся все прочие. Есть и инфраструктурные ограничения. Основной грузопоток сейчас на сети РЖД идет в направлении портов и погранпереходов. А там сеть и сейчас с трудом справляется с предъявляемыми объемами перевозок.
В итоге, как рассказала заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО РЖД Надежда Михайлова, критерии выбора участков для эксперимента по созданию локальных перевозчиков подбирались по модели конкуренции за маршрут.
И бороться операторам предложат не за самые хлебные направления. "Участок протяженностью 200-700 км для развития конкуренции за маршрут должен быть тупиковый,-- говорит представитель РЖД.-- Кроме того, на нем должна быть неполная загруженность без смены вида тяги. Локальный перевозчик должен получить право осуществлять грузоперевозки на отдельных участках инфраструктуры сроком до десяти лет. При этом выбор локального перевозчика с исключительным правом осуществлять все грузовые перевозки на пять-десять лет должен проходить по итогам конкурсного отбора. Затем перевозчик сможет выбрать технологию перевозки".
Кроме того, частным перевозчикам не должны достаться участки, подводящие к портам и пограничным переходам, а также перегоны с преобладающим пассажирским движением, что составляет порядка 60% всех перевозок.
При этом Надежда Михайлова отметила, что в РЖД придерживаются мнения о нецелесообразности организации деятельности локальных перевозчиков на маршруте: "Если локальным перевозчикам дать возможность организовать перевозки на выгодных маршрутах, то нерентабельные перевозки (к примеру, уголь, щебень) останутся на РЖД".
По оценке РЖД, сейчас для частных перевозчиков существуют все условия: тарифная система на перевозки грузов построена методом "усредненного пирога" (то есть на среднесетевых издержках) и предполагает перекрестное субсидирование посредством деления грузов на тарифные классы. И если испытывать модель конкуренции на маршруте, тогда может возникнуть необходимость резко повышать тарифы на все оставшиеся в РЖД перевозки. В противном случае доходы РЖД не смогут компенсировать возникающих затрат.
В этих условиях не возможно будет изыскивать средства на модернизацию и развитие инфраструктуры. При этом на данный момент перед железнодорожниками остро стоит задача расширить источники для развития инфраструктуры и увеличить тем самым ее пропускную способность.
"Без интеграции инфраструктуры и перевозочной деятельности под единым управлением этого добиться невозможно",-- резюмировала госпожа Михайлова. При этом в РЖД полагают, что в "Целевой модели..." не определена логика и последовательность организации работы локальных перевозчиков на этих маршрутах. Поэтому иная модель заработает не раньше 2015 года.
Тем временем Минтранс направил в правительство доклад о правовых и организационных особенностях формирования института локальных перевозчиков по модели конкуренции за маршрут.
"Функционирование нескольких локальных перевозчиков формально законодательство РФ не запрещает. Вместе с тем в соответствии с планом мероприятий по реализации "Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года" необходимо определить участки инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, по которым допускается курсирование локальных перевозчиков. И определить условия их допуска к перевозочной деятельности",-- сообщили в пресс-службе ведомства.
В Минтрансе солидарны с РЖД и придерживаются мнения, что "перевозчики, не аффилированные с ОАО РЖД, выберут лишь экономически выгодные для них направления перевозок грузов. И при определении правительством подходов к формированию института множественности перевозчиков следует исходить из необходимости установления равных для всех, в том числе ОАО РЖД, тарифных и организационных условий работы".
"Реализация пилотных проектов создания частных локальных перевозчиков является целесообразной после внедрения эффективной технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов и отсутствия инвентарного парка,-- отметил источник в Минтрансе.-- Ее применение началось в текущем году. Таким образом, функционирование локальных перевозчиков в нынешних условиях, характеризующихся отсутствием длительного опыта взаимодействия перевозчика и владельцев железнодорожного подвижного состава, преждевременно".
Однако правительство операторов формально услышало. Их самому крупному объединению -- некоммерческому партнерству "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" (СОЖТ; имеет статус саморегулируемой организации) -- дано поручение представить в правительство подготовленную совместно с Минтрансом и РЖД пошаговую модель реализации пилотного проекта по модели конкуренции на маршруте. В ведомстве сообщили, что в данный момент документы по такой модели не поступали.
В СОЖТ отметили, что представили в Минтранс свое мнение по этому вопросу.
По мнению исполнительного директора партнерства Дмитрия Королева, "только развитие конкуренции между перевозчиками способно решить как инвестиционные задачи отрасли, так и создать долговременные механизмы, позволяющие снижать тарифы на грузовые железнодорожные перевозки".
Как отмечают в СОЖТ, формирование и развитие института независимых перевозчиков позволит снизить влияние факторов, связанных с износом основных фондов и отсутствием технологической модели управления вагонными парками. Перевозчики (как ОАО РЖД, так и потенциальные локальные перевозчики) ориентируются не на технологические оптимумы, а на клиента, его грузовую базу.
"Интерес представляет именно клиент, а не участок, по которому осуществляется перевозка его грузов. Технология перевозки для крупного клиента может быть более дорогостоящей, но одновременно более выгодной, чем перевозки на малоинтенсивных участках инфраструктуры с низкой себестоимостью перевозки. Локальные перевозчики не могут концентрироваться на убыточных перевозках, поскольку в противном случае отсутствовала бы окупаемость инвестиций. Технология работы на отдельных участках сети железных дорог может различаться, и, соответственно, перевозка будет иметь разную себестоимость",-- добавил господин Королев.
По мнению членов партнерства, существующая нормативная база позволяет независимым компаниям начать работу в качестве локальных перевозчиков.

"Коммерсант", 1 октября 2013 г.


Возврат к списку