Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние

Инвесторы впали в Минтрансовое противостояние Комерсантъ: Законопроект об ответственности инвесторов в морские порты, дополненный ко второму чтению рядом положений, касающихся железных дорог, вызвал резкую критику участников рынка. Свои письма в разные правительственные инстанции направили Союз операторов железнодорожного транспорта, «Русская сталь» и Ассоциация морских торговых портов. Все они говорят о дополнительной нагрузке, несопоставимости масштаба ответственности инвесторов перед государством и государства перед ними, рисках дискриминации.

Вагоны уезжают от ремонтов

Вагоны уезжают от ремонтов Комерсантъ: Профицит подвижного состава на сети, снижение погрузки и доходности оперирования негативно сказались на вагоноремонтном рынке: в 2020 году объем плановых ремонтов сократился примерно на 13% и продолжает падать в 2021 году. Цена также снизилась, на 5–15%, следует из данных клиентов вагоноремонтных предприятий. Однако рост цен на металл, выражающийся в увеличении стоимости комплектующих, а также запрет импорта украинских железнодорожных колес могут развернуть этот тренд.

Конвенции следуют казахстановочно

Конвенции следуют казахстановочно КомерсантЪ: Российские железнодорожные операторы и промышленники жалуются на действия Казахстана, который в декабре вновь объявил конвенционный запрет на подачу порожних вагонов из других стран. Операторы оценивают свои убытки за месяц в 108 млн руб.

Правительство перезагрузит вагоны

04.03.2014

По информации “Ъ”, на этой неделе в правительстве вновь пройдет совещание по уже, казалось бы, одобренной процедуре продления срока службы грузовых вагонов с обязательной модернизацией. На этом настояло ОАО РЖД, которое обратилось к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой сделать систему продления менее затратной.

По расчетам монополии, ее убытки составят как минимум 25 млрд руб., а расходы крупнейших собственников вагонов — 140 млрд руб. Монополию поддерживают владельцы старых вагонов и Казахстан.

О том, что в четверг вице-премьер Аркадий Дворкович проведет очередное совещание по продлению срока службы старых вагонов, “Ъ” рассказали источники в ОАО РЖД и среди вагоностроителей. Поводом послужила просьба главы ОАО РЖД Владимира Якунина от 26 февраля к вице-премьеру пересмотреть предложенную правительством процедуру продления, пояснил один из них (копия документа есть у “Ъ”). Представитель Аркадия Дворковича отказалась комментировать его график.

Позиция правительства сформировалась в конце января, когда на совещании у господина Дворковича ведомствам, ОАО РЖД и НП СОЖТ (сообщество железнодорожных операторов), было поручено подготовить позицию по продлению срока службы старых вагонов при условии их модернизации с сертификацией. «Вице-премьер несколько раз повторил, что выступает за ужесточение требований к изношенному парку и не видит альтернативы»,— напомнил “Ъ” один из участников совещания. Аналогичной позиции, по сведениям “Ъ”, придерживаются и в Минпромторге.

В Минтрансе в пятницу заявили “Ъ”, что считают необходимым продлевать срок службы вагонов только в рамках модернизации.
Против по-прежнему ОАО РЖД: Владимир Якунин пишет, что и предлагаемые варианты, и действующая система могут привести к многомиллиардным убыткам операторов, в частности крупнейших Федеральной грузовой компании (ФГК, принадлежит ОАО РЖД, 160 тыс. вагонов) и Первой грузовой компании Владимира Лисина (ПГК, 210 тыс. вагонов), вагоноремонтных предприятий и монополии. По варианту СОЖТ (действует сейчас в СНГ), допускающему продление срока службы в полтора раза, затраты ФГК и ПГК в 2014–2019 годах составят около 93,5 млрд руб., утверждает глава ОАО РЖД. «Второй вариант, утвержденный под вашим председательством в апреле 2013 года и разрешающий сегодня продление лишь на один год,— напоминает вице-премьеру господин Якунин,— обойдется ФГК и ПГК в 148,9 млрд руб.». Еще дороже, по его мнению, продление с модернизацией, которое поддержало правительство. Расходы операторов он оценил в 139,6 млрд руб., еще 12,8 млрд руб. потратят вагоноремонтные предприятия, из-за закрытия некоторых из них ежегодная выручка ОАО РЖД сократится на 12 млрд руб., а чистая прибыль — на 1,2 млрд руб.

Наиболее приемлемым Владимир Якунин считает предложенный им же «компромиссный вариант», при котором для продления срока службы вагонов достаточно провести капремонт. Это позволит сохранить долгосрочный спрос на продукцию производителей и снизить затраты операторов (для ФГК и ПГК — до 87 млрд руб.). В ОАО РЖД письмо не комментируют.

По словам одного из собственников вагонов, предложение интересно владельцам старого парка (ФГК, ПГК, «Русагротранс»). В ПГК поддержали продление срока службы вагонов. Но в НПК «Уралвагонзавод» заявили, что письмо главы ОАО РЖД не отражает позицию вагоностроителей. На Тихвинском вагоностроительном заводе (принадлежит группе ИСТ) от комментариев отказались. «Если придерживаться плана ОАО РЖД, то к 2019 году на рынке не останется производителей, а движение парализуется»,— заявил “Ъ” источник в отрасли. Один из собеседников “Ъ” на рынке говорит, что идея ОАО РЖД противоречит вступающему в августе в силу техрегламенту Таможенного союза, допускающему продление лишь при модернизации. Другой источник “Ъ” отмечает, что в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) обсуждают возможность отсрочки вступления его в силу, на чем настаивают собственники старого парка, а совещание по этому вопросу состоится в марте. В ЕЭК на запрос “Ъ” не ответили. По мнению главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, после многочисленных нареканий к безопасности вагонов ОАО РЖД вряд ли удастся ограничить продление лишь капремонтом, но добиться отсрочки вступления в силу техрегламента монополия может. Источник в ЕЭК заявил “Ъ”, что на отсрочке настаивает и Казахстан.

Газета "коммерсант", 4 марта 2014 г.


Возврат к списку