Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

Разные желающие

09.07.2014

Правительство одобрило продажу принадлежащих ОАО «РЖД» 100 акций минус 1 акция ОАО «ВРК-2» и ОАО «ВРК-3». Эксперты считают, что на предстоящем аукционе за активы поборются операторы и вагоностроители. И даже намекают на конкретных игроков.

Вагоноремонтные активы компании приблизили к частным рукам. Частные вагоноремонтники наращивают присутствие на рынке, но «дочкам» РЖД это не мешает оставаться его лидерами. Распоряжениями, которые подписал премьер-министр страны Дмитрий Медведев, согласованы сделки по продаже 8,959972351 млрд обыкновенных именных акций ВРК-2 и 7,015888060 млрд обыкновенных именных акций ВРК-3 – «по цене не ниже рыночной, определенной на основании отчета независимого оценщика, но не ниже номинальной стоимости акций».

Напомним, сделки по продаже на открытом аукционе акций двух вагоноремонтных активов ОАО «РЖД» предварительно одобрены советом директоров компании летом прошлого года. Рыночная стоимость пакета ВРК-2 оценена на уровне 9,558 млрд руб., то есть 1,07 руб. за одну акцию, ВРК-3 – 7,162 млрд руб., или 1,02 руб. за акцию. При этом стартовая цена продажи акций совет директоров ОАО «РЖД» определит непосредственно перед проведением аукциона на основании актуализированного отчета независимого оценщика.

Как уточнил первый заместитель начальника департамента управления дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД» Руслан Валеев, для окончательного решения о продаже ВРК-2 и ВРК-3 необходимо одобрение совета директоров материнской компании. При этом члены совета директоров, представляющие государство, должны голосовать по директиве правительства, которая в настоящий момент еще не издана.

По словам начальника отдела корпоративного управления и стратегического развития ОАО «ВРК-3» Владимира Ефименко, в компании давно знают о планах ОАО «РЖД» по продаже ее акций. И к работе с новым собственником вагоноремонтники готовы.

«Как совершится сделка – будем работать в новых условиях. Давать дополнительные комментарии преждевременно», – подчеркнул он.
В обоих распоряжениях правительства отмечается, что продажа акций компаний позволит обеспечить привлечение дополнительных инвестиций для развития железнодорожного транспорта и создания конкурентного рынка по ремонту грузового подвижного состава.

Между тем эксперты считают, что без покупателей ВРК-2 и ВРК-3 не останутся. По словам эксперта-аналитика отдела исследования транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Георгия Зобова, структура объемов ремонта за первый квартал 2014 года сложилась следующим образом: три вагоноремонтные «дочки» ОАО «РЖД» (включая ОАО «ВРК-1») заняли 61,9% рынка, частные вагоноремонтные предприятия – 32,4%, вагоноремонтные заводы – 5,7%. За последние два года доля частных вагоноремонтников выросла на 8%. Тем не менее ВРК остаются доминирующими игроками на рынке и, соответственно, являются интересными активами для покупателей.

«Покупка ОАО «ВРК-2» и ОАО «ВРК-3» наиболее интересна операторским компаниям, так как одна из основных статей расходов операторов – это ремонт подвижного состава. Для оптимизации расходов целесообразно проведение ремонта на собственных мощностях, – отмечает эксперт. – В силу высокой стоимости активов приобрести ВРК могут крупнейшие операторские компании».

С этим тезисом соглашается и эксперт СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Александр Климович. Крупным операторам могут быть интересны такие активы, говорит он. Особенно в условиях профицитного рынка.

При этом нельзя не оставить без внимания тот факт, что на рынке обслуживания и ремонта грузовых вагонов формируется устойчивый спрос на предоставление услуг комплексного сервисного обслуживания подвижного состава, подчеркивает Георгий Зобов из ИПЕМа.

«Одним из приоритетов ОАО «ВРК-2» является развитие данного вида услуги, предполагающей сервисное обслуживание вагонов по договорам агентского сопровождения в межремонтный период с организацией производства плановых видов ремонта, текущего ремонта и подготовку вагонов под погрузку, – напоминает он. – За 2013 год ОАО «ВРК-2» обеспечило сопровождение в эксплуатации более 5 тыс. инновационных вагонов производства ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» (входит в ЗАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная вагонная компания» (ОВК). – Ред.). А в свою очередь ОВК проводит авторизацию вагоноремонтных организаций для реализации фирменного обслуживания вагонов собственного производства. На этом основании можно заключить, что существует вероятность приобретения вагоноремонтных компаний не только операторами, но и производителями грузовых вагонов».
В досье ОАО «ВРК-2» и ОАО «ВРК-3» созданы в марте 2011 года. Уставный капитал ВРК-2 составляет 8,959972352 млрд руб. и состоит из 8,959972352 млрд обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 руб. каждая. Уставный капитал ВРК-3 – 7,015888061 млрд руб., он состоит из 7,015888061 млрд обыкновенной именной бездокументарной акции номинальной стоимостью 1 руб. каждая. Акционеры обществ: ОАО «РЖД» – 99,9999% акций, ОАО «Баминвест» – 0,0001% акций (1 акция). Основные виды деятельности обеих «дочек» ОАО «РЖД» – ремонт и модернизация грузовых вагонов.


Возврат к списку