Вагонам стало не прикольно

Вагонам стало не прикольно КОММЕРСАНТ: Операторы ищут способы поставить большой массив лишних вагонов «на прикол» на приемлемых условиях и надолго. «Одна из идей, которые мы будем более подробно обсуждать с коллегами из ОАО РЖД,— введение дифференцированной платы за отстой на путях общего пользования по принципу, схожему с принципами "Московского паркинга",— рассказал на конференции "PRO//Движение.1520" исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин.

Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Совет потребителей РЖД: рекомендации по эффективности и тарифам

24.09.2014

Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО (далее - Совет потребителей) выработал предложения по комплексу мер по повышению эффективности деятельности и клиентоориентированности компании, а также по индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2015 году. Соответствующие предложения утверждены 17 сентября на заседании Совета потребителей.

Комплекс мер по повышению эффективности разбит на три направления:

• технологическая эффективность;
• экономическая эффективность;
• клиентоориентированность.

С целью снижения сроков доставки грузов Совет потребителей предложил создать условия для повышения уровня маршрутизации перевозок грузов и порожних вагонов при перевозках массовых грузов, реализовать комплекс мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений, сформировать систему стимулов для притока частных инвестиций в обновление парка грузовых локомотивов, увеличить объемы ремонта путей общего пользования.

«Советы потребителей приступили к активной работе. Пример работы Совета потребителей РЖД показывает: наладить диалог между госкомпанией и получателями ее услуг возможно. Такой диалог – залог повышения прозрачности. Качество взаимодействия советов потребителей должно усилиться с внедрением в ряде компаний Кодекса корпоративного управления, с введением представителей советов потребителей в стратегические комитеты. В ближайшее время в Правительство будет направлен доклад, в котором будет представлен промежуточный срез работы советов потребителей как на федеральном, так и на региональном уровнях. Речь идет о планах работы, проблемах, с которыми сталкиваются Советы потребителей, регламенте их участия в рассмотрении долгосрочных программ развития компаний с госучастием, опыте в «пилотных» регионах — Татарстане, Липецкой, Архангельской областях, Красноярском крае, Ханты-Мансийском округе», — заявил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Эксперты предложили провести анализ данных о доходах ОАО "РЖД" по видам грузов и расходах по укрупненным видам работ, эксплуатационных показателях работы вагонов и локомотивов, показателях по удельному расходу электроэнергии и топлива на тягу поездов и суммарному потреблению условного топлива на тягу, показателях по индексу затрат на материально-технические ресурсы, потребляемые Компанией и др.

Для повышения клиентоориентированности Совет потребителей предложил расширить практику оказания комплексных услуг (в том числе «от двери до двери»), ввести ответственность за нарушение сроков согласования заявок на перевозку грузов, сформировать стандарты раскрытия информации о деятельности РЖД в естественно-монопольной сфере и т.д.

Совет потребителей также провел оценку модели двух вариантов индексации тарифов – на уровень инфляции и на 10% (предельный уровень индексации тарифов, предусмотренный в перечне поручений по итогам совещания Президента РФ Владимира Путина 8 июля 2014 года). Эксперты решили, что на 2015 год предельно допустимый уровень индексации тарифа - 7,2%.

«Рекомендации Совета потребителей носят исключительно практический, аналитический характер – от введения гибкой тарифной политики для стимулирования спроса высокодоходных грузов до создания онлайн-рейтинга обслуживания пассажиров. Точка зрения относительно индексации тарифов на грузоперевозки подкреплена расчетами. Наиболее массовый груз на сети РЖД – уголь. По расчетам экспертов, повышение тарифа на 10% увеличит транспортные затраты в этой продукции на 5%, сделает поставки на экспорт нерентабельными, приведет к сокращению отгрузки угля за рубеж. Для ОАО «РЖД» это также грозит снижением доходов: если угольщики не поставят на экспорт 30-36 млн тонн, компания может потерять 29-35 млрд рублей. Заключение – пока оставить более низкий тариф, а затем решать, исходя из практики ближайших месяцев», — рассказал Михаил Абызов.

Кроме того, по мнению экспертов, опережающий рост тарифов на железнодорожном транспорте стимулирует переход наиболее доходных грузов на другие виды транспорта, что является фактором долговременного сокращения грузовой базы ОАО «РЖД».

В то же время, по мнению Председателя Совета потребителей Сергея Мальцева, целесообразность установления предельно допустимого уровня индексации грузовых железнодорожных тарифов на более высоком уровне (до суммарных 10%) может быть рассмотрена в 2015 году по итогам работы за 2014 – первое полугодие 2015 года.

«Мы не должны забывать, что в 2014 году грузовые железнодорожные тарифы ОАО «РЖД» не индексировались, что сократило доходную базу компании в текущем году, - сказал эксперт. - Полагаю, что к июлю 2015 года, после анализа инвестиционных планов ОАО «РЖД», возможностей федерального и регионального бюджетов финансировать пассажирский транспорт, развивать инфраструктуру железнодорожного транспорта, планов заимствования и привлечения частных инвестиций на железнодорожный транспорт целесообразно дать компании возможность доиндексации. Но для начала надо перезимовать».

Свои расчеты Совет потребителей представит в ФСТ, Минэкономразвития и Минтранс России. Предложения по комплексу мер по повышению эффективности и клиентоориентированности ОАО «РЖД» также направлены в Минтранс России. Вышеперечисленные предложения – часть плана работы Совета потребителей до 2015 года. Кроме того, в проекте плана значится рассмотрение инвестпрограммы ОАО «РЖД» и дочерних зависимых обществ холдинга, установление показателей эффективности инвестпрограммы, рассмотрение и согласование плана проведения технологического и ценового аудита крупных инвестпроектов, рассмотрение проекта тарифной заявки и многое другое.

«Эффективная реализация довольно широких полномочий, возложенных на советы потребителей при их создании Открытым правительством и Правительственной комиссией по транспорту, возможна только через налаживание конструктивного диалога между различными участниками рынка, через поиск взаимоприемлемых компромиссных решений», - отметил Сергей Мальцев.

Справка
Советы потребителей при государственных монополиях созданы для повышения их прозрачности и подконтрольности обществу. Соответствующие поручения дал Президент РФ Владимир Путин по итогам Петербургского экономического форума в 2013 году и встречи с предпринимателями в Воронеже в мае 2013 года. Экспертный совет при Правительстве РФ разработал концепцию механизмов общественного контроля, утвержденную в сентябре 2013 года.  Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО начал работу по четырем направлениям: инвестиционная деятельность, тарифное регулирование, контроль за публичной деятельностью РЖД и раскрытие информации. Предполагается, что Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД" и его ДЗО также примет участие в рассмотрении и корректировке транспортной стратегии России до 2030 года и схемы территориального планирования РФ в области федерального транспорта.


Возврат к списку