Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД  РБК: Предоставление приоритета по вывозу груза в обмен на предоплату в адрес РЖД нарушает антимонопольное законодательство, считает ФАС. Эта идея Минтранса, по версии регулятора, ущемляет права в том числе малого и среднего бизнеса

Хочешь ехать в первом классе

Хочешь ехать в первом классе Комерсантъ: Правительство поменяет порядок вывоза грузов на восток. Собеседники “Ъ” в отрасли восприняли документ традиционно плохо. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассказали, что считают предлагаемые Минтрансом изменения «искажающими принципы равнодоступности, публичности и недискриминационности перевозки».

РЖД: сотрудничество с Азией на фоне санкций имеет особое значение

10.11.2014

О том, как компания работает над этими проектами в условиях санкций, в каких может сотрудничать с Китаем и как обстоят дела с железной дорогой в Ливии, в интервью РИА Новости рассказал вице-президент ОАО "РЖД" Александр Салтанов.

Холдинг РЖД, помимо реализации крупных проектов в РФ, участвует в модернизации и строительстве железнодорожной инфраструктуры в ряде зарубежных стран. О том, как компания работает над этими проектами в условиях санкций, в каких может сотрудничать с Китаем и как обстоят дела с железной дорогой в Ливии, в интервью РИА Новости рассказал вице-президент ОАО "РЖД" Александр Салтанов.
- Александр Владимирович, многие российские компании в связи с политической и экономической ситуацией в мире, особенно на фоне санкций со стороны Запада, делают акцент на взаимодействии со странами Азии. РЖД всегда уделяло большое внимание сотрудничеству с этими странами. Как сейчас оно развивается?

- Мы по-прежнему уделяем серьезное внимание выстраиванию взаимовыгодных и эффективных отношений с партнерами из азиатских стран, в первую очередь, в целях повышения транзитного потенциала России и создания единых мультимодальных цепочек доставки грузов из АТР в Европу. В условиях введения санкций со стороны Европейского союза и США взаимодействие с азиатскими партнерами в сфере железнодорожного транспорта приобретает особое значение.

Реализуются совместные проекты по созданию единой транспортно-логистической инфраструктуры. Особый интерес в развитии этого направления представляет взаимодействие с партнерами из КНДР, Южной Кореи, Китая и Монголии. Не менее важными является проекты, позволяющие расширить участие железнодорожного транспорта в современных логистических схемах и мультимодальных транспортных цепочках.

Безусловно, РЖД изучает возможности привлечения азиатских партнеров в российские проекты развития высокоскоростного и скоростного пассажирского движения на основных направлениях международных перевозок для их дальнейшей интеграции с национальными сетями высокоскоростных магистралей. Мы считаем, что участие зарубежных партнеров в этих проектах обеспечит создание новых современных производств, которых пока еще нет в России, а также будет способствовать развитию и укреплению тех производств, которые только создаются. Это локализация производства подвижного состава, средств автоматизации, элементов верхнего строения пути и т.п.

Развитие научно-технического сотрудничества со странами АТР является для нас достаточно актуальным. Российские железнодорожные предприятия заинтересованы в активизации научных и инженерных разработок не только путем локализации производства, о чем я уже говорил, но и за счет привлечения инвестиций в высокотехнологичные сектора, внедрения экологически чистых и энергоэффективных технологий, обмена знаниями и научными кадрами.

Азиатские партнеры, в свою очередь, могут воспользоваться российским опытом организации тяжеловесного грузового движения, совмещения массовых перевозок грузов и пассажиров на одной инфраструктуре, централизованного управления перевозками на огромных полигонах с парком более миллиона грузовых вагонов, а также теми современными конкурентными технологиями управления процессом движения с использованием спутниковых систем, которые разработали наши ведущие научно-исследовательские институты.
- Если говорить о Китае, в каких проектах там может поучаствовать РЖД и в какие свои проекты может пригласить китайских партнеров, помимо высокоскоростных железнодорожных магистралей, о которых уже говорилось?

- Конечно, основное внимание РЖД сосредоточено на создании новых транспортных маршрутов доставки грузов из Китая в Россию, страны СНГ и Европы. Разработанные ранее нашими дочерними компаниями маршруты доставки грузов на направлении АТР-Европа пользуются большим спросом. Но рынок не стоит на месте, и для поддержания конкурентоспособности железнодорожного транспорта клиентам необходимо предлагать новые схемы перевозки грузов и качественные комплексные услуги. Сотрудничество с китайскими партнерами в этой сфере должно дать хорошие результаты.

Если говорить об инфраструктурных проектах, то участие РЖД и китайских железных дорог видится, прежде всего, в развитии существующих пограничных переходов. На сегодняшний день перевозки Россия-Китай осуществляются через три погранперехода, если не учитывать транзитную доставку грузов через Казахстан и Монголию. Это Забайкальск-Маньчжурия, Гродеково-Суйфэньхэ и Махалино-Хуньчунь. Причем через последний переход перевозки возобновились в прошлом году. На первоначальном этапе объем грузов, следующих через него, должен составить 2 миллиона тонн. В дальнейшем мы планируем значительно увеличить этот объем и расширить номенклатуру перевозимых грузов. Кроме этого, в процессе изучения находится проект по созданию пограничного перехода Нижнеленинское-Тунцзян.

Что касается привлечения китайских партнеров в российские проекты, то хотел бы отметить, что мы приветствуем сотрудничество в сферах строительства терминально-логистических комплексов, в первую очередь на Дальнем Востоке, а также в области реконструкции и модернизации железнодорожных вокзалов и формирования на их базе многофункциональных комплексов. Хорошие перспективы открывает подписанный в октябре этого года в рамках встреч глав правительств России и Китая меморандум о сотрудничестве между Минтрансом России, ОАО "РЖД", Государственным комитетом КНР по развитию и реформе и корпорацией "Китайские железные дороги" в области высокоскоростного железнодорожного сообщения.

- РЖД реализовало проект в Северной Корее по реконструкции участка железной дороги Хасан-Раджин и строительству там перегрузочного терминала. Сообщалось, что компания начинает совместную работу с консорциумом южнокорейских компаний (POSCO, HMM, Korail) по выработке механизма дальнейшей реализации проекта в формате трехстороннего сотрудничества. Это в перспективе позволит создать условия для возобновления сквозного сообщения на Корейском полуострове с выходом на Транссибирскую магистраль. На каком сейчас этапе находятся партнеры в переговорах?

- РЖД в ноябре 2013 года в присутствии президента РФ Владимира Путина и президента Южной Кореи Пак Кын Хе заключили меморандум о взаимопонимании с консорциумом южнокорейских компаний POSCO, Korail и Hyundai Merchant Marine. Была создана рабочая группа из представителей РЖД и этого консорциума для проработки вопросов участия южнокорейских партнеров в проекте Хасан-Раджин.

Южнокорейская сторона проводит процедуру due diligence, в рамках которой в этом году осуществлен первый этап технического аудита объектов инфраструктуры железнодорожной линии Хасан-Раджин и порта Раджин. Были проведены консультации по финансово-юридической проверке проекта Хасан-Раджин и мониторинг процессов перевозки угля от станции Туманган до порта Раджин и погрузочно-разгрузочных работ на терминале в порту. Состоялись совместные встречи делегации с руководством зоны "Расон".

Совсем недавно в Москве прошли консультации с консорциумом по возможному участию южнокорейской стороны в проекте Хасан-Раджин через создание совместной компании на территории России с функциями экспедитора. Одновременно ведется подготовка к организации пробной перевозки угля из России через порт Раджин в Южную Корею, намеченной на четвертый квартал этого года.
- РЖД в октябре 2012 года завершило первый проект в Иране по электрификации линии Тебриз-Азаршахр протяженностью около 46 километров и пяти станций. Сообщалось о планах продолжить сотрудничество. Какие перспективы сотрудничества обсуждаются?
- Иранские коллеги оценили качество выполненных нами работ и предложили РЖД поучаствовать в ряде других инфраструктурных проектов на территории страны. На сегодняшний день одним из приоритетных совместных проектов является электрификация железнодорожной линии Гармсар-Горган-Инчебурун протяженностью 495 километров. Российские и иранские специалисты ведут предпроектное изучение всего маршрута планируемой электрификации. В начале июля в Москве прошли переговоры с "Иранскими железными дорогами", на которых сторонами был парафирован меморандум о взаимопонимании по электрификации данной железнодорожной линии.

Еще один значимый проект, который прорабатывается с иранской стороной, это строительство линии Решт-Астара протяженностью 170 километров.

Стороны обсуждают примерный план работ по подготовке и последующему подписанию между РЖД и "Иранскими железными дорогами" договора на проектирование маршрута. Мы рассматриваем данную железнодорожную линию как ключевой элемент международного транспортного коридора Север-Юг. Целью проекта является соединение сухопутных участков коридора, что позволит повысить экономическую эффективность транскаспийского мультимодального маршрута, которая, к сожалению, в настоящее время снижается из-за необходимости неоднократной перевалки грузов.

- РЖД реализовывало в Ливии один из крупнейших проектов в истории компании. Но из-за начала там военных действий в 2011 году работы пришлось остановить. Идут ли переговоры с ливийской стороной о возобновлении работ и решен ли вопрос с компенсацией понесенных по проекту потерь РЖД?

- Действительно, в феврале 2011 года из-за возникновения в Ливии военного конфликта мы были вынуждены приостановить работы по реализации проекта строительства железнодорожной линии Сирт-Бенгази. Работники, задействованные в его реализации, были вывезены с территории страны, однако значительные материальные активы (строительная и дорожная техника, оборудование и материалы) остались в Ливии.

Мы предпринимаем все возможные шаги для активизации переговоров с ливийской стороной для обсуждения перспектив возобновления дальнейшей реализации проекта строительства железнодорожной линии Сирт-Бенгази в Ливии, а также выработки совместного согласованного плана действий в данном направлении.

Между РЖД и ливийскими железными дорогами в начале прошлого года были установлены рабочие контакты для проведения переговоров по возобновлению проекта. Мы исходим из того, что необходимо возместить потери и расходы по проекту с учетом ущерба, возникшего в связи с приостановлением работ, а также обеспечить безопасность на территории Ливии в ходе проведения переговоров и последующей реализации проекта. Для определения перспектив возобновления указанного проекта, условий и параметров дальнейшего сотрудничества, а также размера понесенных расходов по проекту мы с ливийской стороной достигли договоренности о создании совместной комиссии.

- РЖД занимаются проектом по строительству 180-километровой железной дороги для вывоза бокситов к портам во Вьетнаме. Согласованы ли основные аспекты со стороны властей Вьетнама и когда начнутся работы?

- Позвольте мне уточнить информацию об этом проекте. В мае 2013 года вьетнамская компания АО "Ан Вьен", "Вьетнамские железные дороги" и РЖД подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области проектирования и строительства железнодорожной инфраструктуры на юге Вьетнама. В соответствии с ним наша компания в течение 2014 года помогала "Ан Вьен" разработать концепцию проекта, в которой предусматривается строительство железнодорожной линии протяженностью около 240 километров от месторождений бокситов в провинциях Бинь Фыок и Дак Нонг до морского порта Вунг Тау. Концепция находится на рассмотрении в правительстве Вьетнама.

После одобрения концепции правительством предметом дальнейших переговоров с вьетнамской стороной будет организационная и финансовая модель проекта. Затем предстоит разработать технико-экономическое обоснование и подготовить проектную документацию. Соответственно, на настоящем этапе преждевременно говорить о дате начала строительных работ.

- РЖД также реализует проект по строительству железной дороги на индонезийском острове Калимантан. Какие компании являются партнерами РЖД по проекту? Будут ли в проекте задействованы средства российских банков? Когда начнутся работы?
- Специализированная проектная компания PT. Kereta Api Borneo в текущем году заключила контракт на разработку проектной документации стадии FEED (Front End Engineering Development - предварительное проектирование - ред.) с австралийской компанией Aurecon и определила базисные условия для EPC-контракта, который может быть реализован консорциумом, состоящим из "РЖДСтрой" ("дочка" РЖД - ред.), южнокорейской и индонезийскими компаниями. Также ведется активная работа с владельцами лицензий на добычу каменного угля - будущими грузоотправителями.

Что касается финансирования реализации проекта российскими банками, то ведутся переговоры о проектном финансировании с Внешэкономбанком.

Начало строительных работ предварительно запланировано на 2016 год.

- После визита президента аргентинского холдинга Corporacion America Эдуардо Эурнекяна в Россию сообщалось, что эта компания заинтересована в участии ОАО "РЖД" в проекте по созданию биокеанического транспортного коридора Аконкагуа, который включает строительство железной дороги и тоннеля из Аргентины в Чили. ОАО "РЖД" интересен этот проект?
- Биокеанический транспортный коридор Аконкагуа является одним из самых амбициозных инфраструктурных проектов в Южной Америке. Для его реализации помимо комплексной реконструкции и усиления пропускной способности существующей железнодорожной инфраструктуры на территориях Аргентины и Чили необходимо строительство 204-километрового участка через границу между этими странами с тоннелем протяженностью 52,5 километра. Общая стоимость строительства транспортного коридора оценивается в размере свыше 10 миллиардов долларов.
Поскольку актуальная схема реализации проекта предполагает финансовое участие компании в международном консорциуме, который в дальнейшем станет концессионером построенной инфраструктуры, принято решение о нецелесообразности участия холдинга РЖД в этом проекте.
- Какие вообще проекты в Латинской Америке сейчас обсуждает компания?
- Ведутся переговоры с партнерами из Эквадора по участию РЖД в комплексном развитии железнодорожной отрасли в этой стране. Изучаются возможности участия холдинга РЖД в строительных тендерах в Бразилии.
- Работы в Сербии идут в соответствии с планом?
- Контракт на выполнение работ по строительству железнодорожной инфраструктуры и поставку дизельных поездов включает в себя пять проектов.
По каждому из них предусмотрено подписание отдельного дополнительного соглашения. Работы по первому проекту - строительство и электрификация 16 километров второго пути железнодорожной линии Белград-Панчево стартовали в соответствии с графиком 25 марта текущего года. Начиная с 30 июня министерством финансов РФ открыто финансирование за выполненные работы.

Хотел бы отметить, что набранному темпу работ по исполнению контракта способствовали во многом неоднократные визиты президента РЖД Владимира Якунина в Сербию и ряд состоявшихся встреч с представителями сербских органов власти и железных дорог.
В октябре "РЖД Интернешнл" и железные дороги Сербии подписали дополнительное соглашение по проекту реконструкции трех сербских участков панъевропейского транспортного коридора Х и дополнительное соглашение на поставку дизель-поездов для пригородного сообщения. Общая стоимость работ по данным соглашениям составляет 150 миллионов долларов. В ходе реализации проекта планируется применить передовые российские технологии, позволяющие существенно сократить проектное время реконструкции пути.
Подписание дополнительных соглашений еще по двум проектам - реконструкция существующего и строительство второго нового пути на участке железной дороги Стара Пазова - Нови Сад и реконструкция сербского участка железнодорожной линии Белград-Врбница-Бар - запланировано на 2015 год по завершении проектных работ.

- Какие инфраструктурные проекты в странах СНГ и Европе интересны РЖД для участия?

- Мы продолжаем осуществлять взятые на себя обязательства по концессионному управлению активами железных дорог Армении. Проведена модернизация локомотивных и вагонных депо, отремонтированы здания основных вокзалов Еревана, Гюмри и Ванадзора. Одновременно с модернизацией инфраструктуры мы осуществляем обновление подвижного состава.
Хотел бы отметить, что РЖД успешно взаимодействует с государством в части реализации инфраструктурных проектов зарубежом, в том числе и в СНГ.

В прошлом году мы завершили капитальный ремонт железнодорожной инфраструктуры Абхазии, который осуществлялся в рамках государственного экспортного кредита РФ в размере 2 миллиарда рублей. Восстановление железнодорожного сообщения между Россией и Абхазией имеет не только социальное значение, но и большую важность для подъема экономики республики и развития торгово-экономических отношений.

Наша компания готова принимать участие и в других инфраструктурных проектах с подтвержденной экономической эффективностью на территории стран, входящих в СНГ. Для нас особенно интересны проекты, направленные на развитие существующих или формирование новых международных транспортных коридоров, позволяющих, в том числе, учесть геополитические и геоэкономические интересы РФ.
Если говорить о проектах на территории европейских государств, то для нас важен проект формирования нового евразийского транспортного коридора с шириной колеи 1520 мм, который мы планируем продлить до Братиславы и Вены и впоследствии развить там соответствующую логистическую инфраструктуру. Проект продвигается по линии четырехстороннего сотрудничества. Ведется предварительная проработка предложений по финансированию и реализации проекта, а также по формированию бизнес-модели и маркетинговой стратегии для новой ширококолейной линии и терминалов.

В целом наша стратегия направлена на формирование такого портфеля инфраструктурных проектов холдинга РЖД за рубежом, который бы позволил диверсифицировать вложения и риски компании, максимизировав доходность.

http://portnews.ru/digest/14743/


Возврат к списку