Вагонам стало не прикольно

Вагонам стало не прикольно КОММЕРСАНТ: Операторы ищут способы поставить большой массив лишних вагонов «на прикол» на приемлемых условиях и надолго. «Одна из идей, которые мы будем более подробно обсуждать с коллегами из ОАО РЖД,— введение дифференцированной платы за отстой на путях общего пользования по принципу, схожему с принципами "Московского паркинга",— рассказал на конференции "PRO//Движение.1520" исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин.

Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Эксперты видят риски в проекте Стратегии железнодорожного транспорта

09.12.2014

Рабочая группа по транспорту и транспортной инфраструктуре Экспертного совета при Правительстве РФ не поддерживает проект обновленной Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года в предложенной редакции. Такое заключение выработано экспертами в ходе заседания 4 декабря.

Проект обновленной стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года разработан Минтрансом России (действующая редакция документа была принята Правительством РФ в 2008 году). Стратегия призвана быть основой и одновременно инструментом объединения усилий государства и предпринимательского сообщества для решения перспективных экономических задач и достижения крупных социально значимых результатов. Именно в данном ключе прошло экспертное обсуждение проекта документа рабочей группой по транспорту. В ходе заседания был рассмотрен ряд проблемных вопросов, которые могут иметь существенное влияние на устойчивость и эффективность работы железнодорожного транспорта.

По мнению экспертов, в документе имеют место противоречия между общими задачами и целями, обозначенными в Стратегии (опережающие темпы развития, конкурентоспособность, качество, доступность ит.д.),и отсутствием положений, направленных на достижение этих целей.

В частности, целевой показатель по доле отправок, доставленных в нормативный (договорный) срок, в 2030 году по консервативному варианту Стратегии снижается с 97 до 93%. В Стратегии не анализируется факт увеличения к настоящему моменту протяженности узких по пропускной способности мест с 8,3 до 10,2 км, или на 23%. Помимо этого, Стратегия не задает планку по скорости доставки: по инновационному варианту, нормативная скорость доставки грузовых маршрутных отправок составляет 450 км/сутки, что на 100 км/сутки ниже предусмотренной правилами перевозок грузов скорости. В Стратегии отсутствуют данные по скорости доставки повагонных отправок, охватывающих 2/3 объема погрузки.

Новая редакция стратегии предусматривает создание нормативной базы долгосрочного тарифного регулирования и принятие соответствующих решений по уровню тарифов на пятилетний период, внедрение долгосрочного установления тарифов на принципах RAB, внедрение регуляторного (сетевого) контракта. Эксперты считают, что каждое из предложений в отдельности, в отрыве от контекста Стратегии, может оцениваться положительно, однако в сочетании с другими новациями без необходимого уточнения и конкретизации может представлять угрозу развитию железнодорожного транспорта и интересам грузоотправителей.

«Установление госрегулирования тарифов по методу доходности инвестированного капитала (метод RAB) в качестве доминирующего без надлежащего учета обоснованных издержек и уровня рентабельности может привести к снижению контроля за текущей себестоимостью услуг перевозки и росту тарифов для грузоотправителей», — полагает Сергей Мальцев, руководитель рабочей группы по транспорту и транспортной инфраструктуре Экспертного совета, председатель совета потребителей по вопросам деятельности РЖД.

По мнению экспертов, необходимо использовать различные тарифные механизмы в условиях волатильных рынков. Тарифное регулирование по методу доходности инвестированного капитала может существенно повлиять на тарифы для грузоотправителей. Тем более что в настоящий момент обслуживание заимствований является фактически защищенной статьей расходов финансового плана ОАО «РЖД» и дополнительных решений по данному вопросу не требует.

Кроме того, у Экспертного совета выработан целый ряд существенных замечаний в отношении конкуренции, структурной реформы на железнодорожном транспорте и отраслевых инвестиций.

В частности, Экспертному совету не ясен механизм создания консолидированного парка привлеченных грузовых вагонов под управлением общесетевого перевозчика, предоставляемый операторами железнодорожного подвижного состава, хотя проект Стратегии содержит данное предложение. В документе не указывается, кто и на каком основании будет такой парк создавать, что является критическим параметром загрузки, какие экономические последствия наступают для владельцев подвижного состава. Данное положение в новой редакции Стратегии, по мнению экспертов, содержит угрозу существованию операторского бизнеса на железной дороге как конкурентного сектора экономики.

Также эксперты выразили опасения по поводу того, что в проект обновленной Стратегии внесен ряд положений, выхолащивающих смысл, содержащийся в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года. В частности, согласно новой редакции Стратегии, пилотный проект по созданию института локальных перевозчиков предлагается завершить в 2015 году, то есть с учетом сроков разработки новой редакции Стратегии и того, что проект так и не был запущен из-за противодействия ОАО «РЖД», принятие Стратегии в данной редакции приведет к прекращению конкуренции на железнодорожном транспорте и закроет перспективы прямых частных инвестиций в отрасль. Причем, как отметили эксперты, в тексте Стратегии упоминается только самый бесперспективный вариант конкуренции — «конкуренция за маршрут». Конкуренция на маршруте, предусмотренная Целевой моделью, из проекта Стратегии без каких-либо оснований исключена.

Рабочая группа считает, что проект документа требует существенной доработки. Соответствующее заключение будет представлено министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову.

http://open.gov.ru/events/5511152/


Возврат к списку