Операторы попросили ФАС проверить вагоноремонтные компании на фоне повышения цен

Операторы попросили ФАС проверить вагоноремонтные компании на фоне повышения цен ТАСС: Анализ факторов, которые привели к росту стоимости ремонта, позволит оценить наличие либо отсутствие неправомерных согласованных действий вагоноремонтных компаний, отмечает председатель президиума СОЖТ Игорь Ромашов

С 2022 года колесным парам с новыми роликовыми подшипниками не понадобится средний ремонт после обточки

С 2022 года колесным парам с новыми роликовыми подшипниками не понадобится средний ремонт после обточки РЖД-Партнер: Комиссия вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества с 1 января 2022 года отменяет требование об обязательном среднем ремонте колесных пар через каждые две обточки для тех, что оборудованы новыми однорядными цилиндрическими роликовыми подшипниками.

Рубль упал, рынок отжимается

23.12.2014

Резкое снижение курса национальной валюты по отношению к доллару и евро, подорожавшим только за 16-17 декабря более чем на 30%, не могло не отразиться на российской промышленности, внутренней, внешней торговле и сфере транспорта. Повлияет оно и на сформировавшиеся в 2014 году тенденции рынка транспортных услуг, связанные с дальнейшим падением импорта из Европы, переориентацией логистических схем на восток, а также ростом финансового давления как на грузоотправителей, так и на транспортные компании.

По состоянию на 18 декабря 2014 года официальный курс доллара составил 67,79 руб., евро - 84,59 руб. Днем ранее, 17 декабря, в ряде банков РФ курс евро доходил до 100 руб., доллара - до 78,9 руб., Экстренное повышение Центробанком ключевой ставки с 10,5 до 17% 16 декабря не помогло остановить падение рубля. На совещаниях в Кремле и Белом доме 16-17 декабря сформулирована программа стабилизации финансового рынка, разработанная Банком России и правительством и включающая элементы валютного контроля в отношении госкомпаний, выкуп части валютного долга компаний на средства ФНБ, предоставление правительству доступа к внутренней отчетности компаний и информации об экспортных операциях, повышение доходности рублевых депозитов.

Что касается участников рынка транспортных услуг, то их мнения едины прежде всего в отношении предстоящего резкого снижения объема импорта. Генеральный директор ЗАО "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс полагает, что в среднем он сократится на 30-35% начиная со второй половины января 2015 года. Причина не только в том, что импортеры уменьшат закупки. Аналитик компании "Уралсиб Кэпитал" Денис Ворчик отмечает, что импортные грузопотоки попадут под финансовое давление в связи с падением покупательной способности на внутреннем рынке. В частности, снизится спрос на дорогие потребительские товары, например легковые автомобили.

Из-за девальвации рубля увеличится стоимость не только импортных товаров, но и морского фрахта и страховых сборов, что, безусловно, негативно повлияет на состояние рынка контейнерных перевозок. "Падение объемов импорта в контейнерах будет способствовать росту дефицита данной тары для компаний, экспортирующих свою продукцию за рубеж", - отметил президент НО "Уральская логистическая ассоциация" Сергей Шавзис. Поэтому в ближайшем будущем не исключена ситуация, при которой подсыл порожних контейнеров к отечественным экспортерам будет осуществляться за дополнительную плату. "Нарушение существующих условий подсыла контейнеров может снизить уровень эффективности российского экспорта", - резюмирует он.

Однако директор по фондовому рынку и работе с инвесторами ПАО "ТрансКонтейнер" Андрей Жемчугов считает, что девальвация рубля будет не только негативно влиять на рынок импортных контейнерных перевозок, но и в определенной степени поддерживать экспорт, что стимулирует спрос на короткобазные платформы, предназначенные для перевозки сравнительно тяжелых экспортных грузов. В частности, перспективы закупки данных платформ "ТрансКонтейнером" на 2015 год будут полностью определяться состоянием рынка контейнерных перевозок, пока же в 2015 году ПАО "ТрансКонтейнер" рассматривает возможность приобретения до 400 платформ. "В соответствии со своей инвестиционной политикой компания финансирует программу обновления подвижного состава за счет собственных средств, поэтому динамика ставки процента и доступность кредита не являются решающими факторами при формировании инвестиционной программы", - поясняет А. Жемчугов.

Прогнозы экспертов по поводу состояния российского экспорта также более или менее идентичны. "Экспорт сырьевых грузов (а вместе с ними и железнодорожный транспорт), в краткосрочной перспективе получит дополнительный стимул для роста", - считает заместитель председателя НП ОЖдПС Фарид Хусаинов. Заметим, что сырье составляет значительную долю в объемах грузоперевозок по сети: уголь - около 25%, нефть и нефтепродукты - около 20%, а снижение мировых цен на уголь, которое так беспокоило представителей этой отрасли из-за потери рентабельности, теперь компенсировано динамикой курса рубля. Учитывая, что экспорт сырья осуществляется главным образом через российские порты, можно ожидать их повышенную загрузку, пробки на подходах к ним и уменьшение объемов внутрироссийских перевозок. В этом случае побочным следствием роста экспорта и уменьшения перевозок внутри РФ станет увеличение коэффициента порожнего пробега вагона, что в некоторой степени скорректирует соотношение спроса и предложения на подвижной состав.

"При постоянной цене на сырьевые ресурсы в валюте экспортеры получают дополнительную прибыль в рублях, следовательно, промышленные предприятия максимально стимулируют экспортные поставки", - полагает заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Поликарпов. Колебания курса валют уже сформировали такую тенденцию: так, за 11 месяцев 2014 года погрузка угля во внутреннем сообщении снизилась на 4%, а в экспортном выросла на 8,4%, погрузка зерна во внутреннем сообщении сократилась на 0,4%, а на экспорт увеличилась практически в 2 раза. Аналогичный рост экспортных поставок отмечается и по другим грузам.

"Однако в связи с тем, что по железной дороге на экспорт в основном перевозятся низкомаржинальные грузы (уголь, руды, лес), это может привести к снижению доходной базы ОАО "РЖД" и железнодорожного транспорта в целом", - считает А. Поликарпов. Кроме того, экспорт сырья в России осуществляется на большие расстояния, что приводит к увеличению среднего расстояния перевозки. "Так, за 10 месяцев 2014-го оно составило 1663 км, что на 102 км выше, чем за аналогичный период прошлого года, - отмечает эксперт. - Это привело к сокращению доходной ставки компании на 5%, так как тарифная система железнодорожного транспорта предусматривает поправочный коэффициент, существенно снижающий стоимость перевозки грузов первого класса на большие расстояния".

Девальвация рубля приведет к резкому росту издержек предприятий, использующих комплектующие или оборудование иностранного производства. Поскольку импортное оборудование, от дробилок на щебеночных карьерах до оснащения металлургических заводов, у нас используется повсеместно, попытка переключиться на отечественные товары в рамках стратегии импортозамещения также обернется снижением производительности и ростом затрат, так как производитель отечественных аналогов оперативно повысит и свои цены. По мнению А. Поликарпова, при сохранении текущих тенденций на валютном рынке увеличатся прямые затраты всех участников перевозочного процесса, а финансовое положение крупнейших железнодорожных компаний может ухудшиться из-за роста цен на ресурсы, используемые в железнодорожной отрасли (металлы, электроэнергия, топливо и пр.).

Очевидно, что падение курса национальной валюты напрямую не может повлиять на стоимость услуг железнодорожного транспорта, поскольку цены на перевозки устанавливаются государством, а расчеты за них осуществляются в основном в рублях - как и за ресурсы, потребляемые железными дорогами. "При этом девальвация рубля заметно сказалась на ценах международных перевозок, включая стоимость транзита, плату за проезд российских пассажирских поездов через территории сопредельных стран, перевозку грузов из/в Калининград сухопутным путем, которые оплачиваются в швейцарских франках", - констатирует А. Поликарпов, отмечая, что рубль к франку подешевел более чем на 40%.

В условиях сжатия грузовой базы, отягченного девальвацией рубля, продолжится усиление конкуренции между компаниями - участниками рынка транспортных услуг. Председатель комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ Олег Дунаев отмечает, что особо выраженной она будет в сфере транзитных грузоперевозок - как между отечественными и иностранными, так и между российскими логистическими операторами. Поэтому следует готовиться к предстоящим слияниям и поглощениям. Это нормальное явление во время кризиса, так как при общем спаде экономики в выигрыше окажутся компании, располагающие эффективной конкурентной стратегией. С другой стороны, у транспортных компаний появится и шанс для развития бизнеса, например, в сегменте перевозки из стран ЮВА и государств Персидского залива продуктов питания и других товаров, попавших в санкционный список.

http://www.rzd-partner.ru/interviews/comments/rubl'-upal--rynok-otzhimaetsia/


Возврат к списку