Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД  РБК: Предоставление приоритета по вывозу груза в обмен на предоплату в адрес РЖД нарушает антимонопольное законодательство, считает ФАС. Эта идея Минтранса, по версии регулятора, ущемляет права в том числе малого и среднего бизнеса

Хочешь ехать в первом классе

Хочешь ехать в первом классе Комерсантъ: Правительство поменяет порядок вывоза грузов на восток. Собеседники “Ъ” в отрасли восприняли документ традиционно плохо. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассказали, что считают предлагаемые Минтрансом изменения «искажающими принципы равнодоступности, публичности и недискриминационности перевозки».

Локомотивы и вагоны в кризис не нужны

23.12.2014

Российские производители ждут падения спроса

В условиях экономического кризиса и ожидаемого снижения закупок производители подвижного состава оказались на грани выживания и ищут любые способы спасения. Если подконтрольной "Уралвагонзаводу" (УВЗ) компании "УВЗ-Логистик" удалось договориться со "Сбербанк Лизингом" о реструктуризации долга, то группа "Синара" просит господдержки и грозит в противном случае массовыми увольнениями. В тяжелой ситуации и производители вагонов: так, по данным "Ъ", переговоры с банками начал Тихвинский вагоностроительный завод. Эксперты полагают, что в 2015 году закупки вагонов в России резко снизятся и производителям останется лишь переориентироваться на экспорт.

Железнодорожный оператор "УВЗ-Логистик" заключил договор с ЗАО "Сбербанк Лизинг" на передачу в лизинг на 15 лет свыше 10 тыс. вагонов. Сумма контракта -- 40 млрд руб., фондирование обеспечит Сбербанк, сообщил "Сбербанк Лизинг". Гендиректор "УВЗ-Логистик" Дмитрий Еремеев пояснил "Ъ", что речь идет о рефинансировании долга, но от дальнейших комментариев отказался.

Это возвратный лизинг по всему подвижному составу, который "УВЗ-Логистик" приобретала у УВЗ в 2013-2014 годах с отсрочкой платежей на более чем шесть месяцев, говорит глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. В текущих условиях у оператора нет возможности оплатить поставки, в то же время у УВЗ резко выросла дебиторская задолженность -- с 32,5 млрд руб. на конец 2013 года до 57,9 млрд руб. к концу сентября 2014 года, поэтому лизинговая схема была крайне важна для производителя, считает эксперт. Но на фоне повышения ключевой ставки ЦБ до 17% заключение лизингового контракта грозит ростом убытков для "УВЗ-Логистик" в 2015 году, ведь доходность от оперирования по-прежнему крайне низкая -- всего 400 руб. за вагон в сутки, отмечает Михаил Бурмистров.

Но частные производители находятся в еще более сложном положении. Источник "Ъ" на рынке говорит, что на днях Газпромбанк уведомил группу "Синара" Дмитрия Пумпянского о повышении процентной ставки с 14% до 25% годовых (компания привлекала кредитную линию более чем на 5 млрд руб.). При этом у предприятия трудности с заказами: ОАО РЖД снизило закупки локомотивов в 2015 году на 36%, отмечает собеседник "Ъ". "Синара" пытается заручиться поддержкой государства: в декабре компания направила письма в Минпромторг, Минтранс и Минэкономики с просьбой "увеличить объем инвестпрограммы ОАО РЖД или предоставить субсидии из бюджета на возмещение части затрат по финансовому лизингу" (копии есть у "Ъ"). В письмах говорится, что компания потеряла заказы на 6 млрд руб. (примерно 50 локомотивов), что грозит увольнением свыше 1 тыс. сотрудников (пятая часть персонала, задействованного в локомотивном бизнесе "Синары") и заморозкой инвестпрограммы заводов. Просьбу о поддержке "Синары" направил Дмитрию Медведеву на прошлой неделе и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

В Минтрансе и Минэкономики на запрос "Ъ" не ответили. В Минпромторге заявили, что "поддерживают любые возможности увеличения объемов закупок техники в рамках инвестпрограммы ОАО РЖД". В 2015 году ОАО РЖД планирует купить 467 локомотивов -- в 1,5 раза меньше, чем в этом году. Основной поставщик, помимо "Синары",-- "Трансмашхолдинг" (ТМХ), но там заявили "Ъ", что ОАО РЖД не планирует снижать объем закупок у них: "у ТМХ твердый трехлетний контракт с монополией до 2017 года". В ОАО РЖД говорят, что "если и снизят закупки, то пропорционально у всех поставщиков". В "Синаре" от комментариев отказались.

Почти все опрошенные "Ъ" производители подвижного состава анонимно признаются, что испытывают трудности с обслуживанием кредитов и с загрузкой мощностей. По словам одного из них, переговоры о рефинансировании долга ведет с банками Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) Александра Несиса, "его положение близко к дефолту". Другой источник рассказывает о фактической остановке в пятницу работы на "Алтайвагонзаводе" (входит в "Сибирский деловой союз") "из-за отсутствия средств на закупку комплектующих". В ТВСЗ и на "Алтайвагонзаводе" не стали это комментировать. Ситуацию могут осложнить металлурги, которые собираются в 2015 году повысить цены на прокат на 30% (см. "Ъ" от 16 декабря). Источник "Ъ" среди производителей говорит, что металлурги поставили условие: "Если не соглашаетесь на рост цен на 30%, то в следующем году повышение составит 40%".

Михаил Бурмистров считает, что вагоностроителям в 2015 году придется еще сложнее: объемы закупок операторов будут минимальны, а ОАО РЖД вынуждено оптимизировать расходы в условиях дефицита инвестпрограммы. В более выигрышном положении будут ТВСЗ и УВЗ, которые сбывают большую часть своей продукции аффилированным компаниям, но банки будут неохотно идти на кредитование, а лизинговые компании -- на новые сделки, считает эксперт. По его мнению, положение производителей может спасти переориентация на экспорт.

http://www.kommersant.ru/doc/2639258


Возврат к списку