Вагончик не тронется

Вагончик не тронется КОММЕРСАНТ: Рост производства вагонов, неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках и загруженность Восточного полигона привели к рекордному количеству брошенных поездов. Число составов, временно оставленных диспетчерами ОАО РЖД без движения, достигло исторического максимума в 1800 поездов в сутки. Это уже сказывается на движении: срок оборота вагона вырос более чем на пять суток. Между тем выпуск вагонов продолжает расти, хотя уже в 2019 году размер парка приблизился к критическому. Производство вагонов упадет, говорят эксперты, лишь если государство не будет стимулировать их закупку.

Рельсы встали поперек пути

Рельсы встали поперек пути КОММЕРСАНТ: Перечень ускоренных работ на БАМе и Транссибе, который должен был быть представлен в правительство 1 февраля, до сих пор не согласован даже на уровне ОАО РЖД. Причина, по данным “Ъ”, в разногласиях по срокам исполнения: если сам список работ согласован и грузоотправителями, и блоком движения ОАО РЖД, и Минэнерго, то сроки не устраивают строительный блок монополии.

Железные дороги разгрузят от дивидендов

Железные дороги разгрузят от дивидендов КОММЕРСАНТ: Первый вице-премьер Андрей Белоусов готов в индивидуальном порядке решать вопрос о дивидендах курируемого им теперь ОАО РЖД, вопрос рассмотрят на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина. Финплан монополии сверстан из расчета отказа от дивидендов по обыкновенным акциям, но Минфин настаивает на 50% чистой прибыли по МСФО.

Частных инвесторов попросили сдать вагоны

25.10.2011

Государство рассматривает вариант фактической национализации 40% российских частных полувагонов. Их владельцев могут обязать отдать часть парка в распоряжение ОАО РЖД. Что операторы получат взамен - пока не определено. Даже источники в самой монополии удивлены таким поворотом событий. По неофициальной информации, идею предложила Федеральная служба по тарифам. И особенно бессмысленной она выглядит накануне продажи частным инвесторам принадлежащих ОАО РЖД 75% акций крупнейшего владельца вагонов в стране - Первой грузовой компании.
Правительство подготовило проект постановления о временном порядке привлечения вагонов для ОАО РЖД. В документе, с которым удалось ознакомиться "Ъ", говорится, что монополия фактически осталась без своих вагонов, передав их в Первую и Вторую грузовые компании и другие дочерние компании, и не может обеспечивать грузоперевозки. Поэтому она должна иметь возможность получать вагоны с рынка и от своих дочерних компаний. Для этого планируется ввести понятие "привлеченного вагона" (то есть вагона, который арендует ОАО РЖД). На рынке он будет работать по тем же правилам, что и парк самой монополии, но предоставляться грузоотправителям не по фиксированным гостарифам, а по специальной формуле цены с возможностью скидок до 30% и надбавок до 10%. Формулу должна выработать Федеральная служба по тарифам (ФСТ) с учетом рыночных цен на вагоны и их доходности. Речь идет об "универсальном парке", то есть в первую очередь о самых распространенных полувагонах.
Идеи о привлечении вагонов в ОАО РЖД звучали и раньше - по словам представителей монополии, это позволило бы решить проблему обслуживания мелких и средних грузоотправителей. Но в проекте постановления сказано, что частные владельцы вагонов будут обязаны отдать монополии до 40% своего парка. Как и сколько ОАО РЖД будет за это платить, в документе не указано.
Источник "Ъ" на рынке рассказывает, что документ появился после большого совещания в Минтрансе, которое состоялось на прошлой неделе. Но высокопоставленный собеседник "Ъ" в ОАО РЖД уточняет, что на совещании говорили только о том, что для стабилизации перевозок монополии нужен привлеченный парк в размере 200-250 тыс. вагонов - ни слова о принуждении частников отдавать свои вагоны. Частные вагоны, уверен источник "Ъ", должны привлекаться по "понятной схеме аренды с рыночными ставками".
Предложение обязать частных инвесторов отдавать 40% вагонов поступило от ФСТ, говорит топ-менеджер. Это подтверждает и источник "Ъ" в отрасли. Глава ФСТ Сергей Новиков вчера прокомментировать "Ъ" ситуацию отказался. Один из собеседников "Ъ" пояснил, что ФСТ заложила эту цифру "по аналогии с энергетической сферой, где генерирующие компании обязывают резервировать часть мощностей".
Но директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин говорит, что проводить прямую аналогию между вагонами и электроэнергией некорректно. "В каждой энергосистеме действительно есть резерв мощности - около 20%, однако использование этого резерва нельзя сравнивать с использованием вагонов", - пояснил эксперт. Прежде всего потому, что электроэнергия - это товар, который потребляется в момент производства, и его нельзя держать на складе. "Поэтому в энергетике понятие резервных мощностей намного тоньше и вопрос о том, частные они или государственные, ставить нельзя, речь идет об энергосистеме и надежности, - уточнил Сергей Пикин. Какой станции "Системный оператор" скажет увеличить нагрузку, та и увеличит".
Партнерство операторов железнодорожного состава вчера отказалось комментировать проект постановления, сославшись на то, что его члены "еще не выработали консолидированной позиции". Однако представители отдельных компаний - владельцев вагонов называют идею "нездравой" и "нелогичной". "В пятницу ОАО РЖД продает 75% акций Первой грузовой компании, которой принадлежит 70 тыс. полувагонов, - говорит один из частников. - Получается, что монополия продает компанию только для того, чтобы потом забрать ее вагоны обратно".
Главу агентства Infranews Алексея Безбородова смущает отсутствие в проекте постановления "о временной схеме" каких-либо временных рамок его действия. "Раз такой документ собираются положить на подпись премьеру, значит, что правительство готово объявить то ли национализацию, то ли военное положение - ведь только эти два обстоятельства могут позволить государству забрать частные вагоны себе", - говорит Алексей Безбородов. По его словам, принятие такого документа обрушит капитализации железнодорожных компаний и приведет к усилению коррупции на железной дороге. На бирже торгуются акции крупнейшего частного оператора в России Globaltrans. У него 29 тыс. полувагонов, это 58% парка компании.

Газета "Коммерсант", 25 октября 2011 г.


Возврат к списку