БАМ выезжает на угле

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обещает побить рекорды по его экспорту на восток

Как выяснил “Ъ”, на заседание президентской комиссии по ТЭКу в конце августа будет вынесено еще более масштабное увеличение экспорта угля на восток, чем ранее: вместо 180 млн тонн к 2025 году говорится о 195 млн т, есть предложения и о 240 млн т. Для финансирования развития железных дорог под эти объемы ОАО РЖД могут дать право оставить у себя чистую прибыль, дивиденды монополия будет платить лишь по привилегированным акциям. Но, по мнению аналитиков, с наращиванием мощностей под экспорт угля на восток можно просчитаться.

Вагоны меняют хозяина

ГУДОК: ОВК планирует сосредоточиться на производстве новых вагонов

Лизинговая компания «Рейл1520» (входит в НПК «Объединённая вагонная компания», ОВК) передаёт АО «Газпромбанк Лизинг» по схеме возвратного лизинга 11 725 грузовых вагонов сроком на 10 лет. Стоимость парка оценивается в 27,5 млрд руб., по окончании сделки оператор сможет его выкупить по минимальной цене.

Убрать барьеры

31.10.2011

Для ликвидации прогнозируемого дефицита средств на развитие пропускной способности железнодорожной инфраструктуры в направлении портов юга России могут потребоваться выпуск инфраструктурных облигаций, изменение уровня грузовых тарифов, выделение государственных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры и использование потенциала средств пенсионного фонда.
Эти инициативы озвучил в ходе состоявшейся в Москве в рамках председательства России в Организации черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) встречи министров транспорта государств - членов ЧЭС первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов.
По итогам встречи министров подписана Московская совместная декларация о развитии сотрудничества в области транспорта в регионе ЧЭС. Министры договорились предпринимать совместные шаги по формированию интегрированной транспортной системы в Черноморском регионе и развитию безопасных и эффективных транспортных связей для развития торговли и туризма и повышения общего уровня благосостояния и занятости населения в государствах - членах ЧЭС. Продолжится упрощение процедур пересечения границ между государствами - членами ЧЭС путем последовательного приведения национального законодательства в соответствие требованиям, зафиксированным в приложениях 8 и 9 к Международной конвенции 1982 года о согласовании процедур контроля грузов на границах. Также планируется активизировать участие государств - членов ЧЭС в процессах гармонизации нормативной правовой базы по созданию единого железнодорожного права для обеспечения конкурентоспособного сообщения в Черноморском регионе. Кроме того, было решено содействовать реализации проектов развития транспортной, сопутствующей и логистической инфраструктуры в регионе ЧЭС.
Вадим Морозов в своем докладе подчеркнул, что в настоящее время проявляется большая заинтересованность грузовладельцев Европы и северных регионов России портами Юга России. Он отметил, что этому способствуют наметившиеся тенденции переориентации географии внешних торговых связей и транспортных потоков этих государств. По словам первого вице-президента ОАО "РЖД", на железных дорогах имеются "узкие" места, резервы пропускных способностей которых исчерпаны. Они сдерживают постоянно увеличивающиеся объемы грузоперевозок, тем самым снижая конкурентоспособность портов Азово-Черноморского бассейна.
"В соответствии с Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" на 2015 и 2020 годы планируемые объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом в сообщении со всеми портами страны на 2015 год определены в размере более 360 млн. тонн, на 2020-й - 441 млн тонн, - подчеркнул Вадим Морозов. - Через порты юга в 2015 году объем перевозок прогнозируется на уровне 115 млн. тонн, в 2020-м - более 130 млн тонн. Наибольший прирост объемов перевозок грузов в Южном регионе будет связан с вводом в эксплуатацию нового глубоководного морского порта Тамань, мыс Железный Рог. Суммарные инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры в Южном регионе на период до 2015 года оцениваются в размере около 125 млрд. руб. Дефицит инвестиционных средств на развитие пропускной способности железнодорожной инфраструктуры для освоения прогнозируемых объемов перевозок в направлении портов юга при сохранении существующего тренда объема инвестиционного бюджета ОАО "РЖД" может составить около 60 млрд. руб. При этом неосвоенный объем грузовых перевозок в данном направлении к 2015 году может достигнуть 45 млн. тонн. Пути решения проблемы восполнения дефицита инвестиций в развитие железнодорожного транспорта могут быть следующими: выпуск инфраструктурных облигаций с последующим внесением привлеченных средств в уставный капитал ОАО "РЖД", активизация работы по приведению тарифов на грузовые перевозки к экономически обоснованному уровню, выделение государственных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры и использование потенциала средств Пенсионного фонда России".
Исполняющий обязанности заместителя директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта России Роман Самарский сообщил "Гудку", что поскольку вопрос развития транспортной инфраструктуры является государственной задачей, то и планирование инвестиционных программ ОАО "РЖД" для развития подходов к портам, в том числе и южным, не может проходить без государственного участия.
"Запланировано строительство порта Тамань недалеко от Новороссийска, - отметил он. - Финансирование будет осуществляться из собственных средств ОАО "РЖД" в объемах, предусмотренных инвестиционной программой компании, и в рамках федеральной целевой программы по развитию транспортной системы России".
Директор контейнерного терминала одесской транспортно-логистической компании "ТИС" Андрей Кузьменко считает, что на сегодня для организации оптимального взаимодействия транспортных систем стран ЧЭС необходимы не столько их национальные и межгосударственные программы по инвестированию в развитие инфраструктуры, сколько работа по налаживанию нормативного взаимодействия между ними.
"Есть проблема быстрого и беспроблемного проведения груза при пересечении границ. В идеале министрам следует договориться, чтобы, например, печать таможни Украины позволяла без ограничений везти груз по России и печать российских таможенников - по украинской территории", - полагает Андрей Кузьменко.
Президент Гильдии экспедиторов России Семен Резер отметил, что развитие транспортной инфраструктуры на полигонах, прилегающих к Черноморскому бассейну, невозможно без активного государственного инвестиционного участия. "Это относится ко всем странам ЧЭС, - подчеркнул он. - Тот, кто говорит, что инфраструктурное развитие может быть обеспечено лишь за счет средств хозяйствующих субъектов, пусть даже и таких крупных, как ОАО "РЖД", не понимает самой сути транспортной отрасли, одной из характеристик которой является длительный срок окупаемости инфраструктурных вложений".

Газета "Гудок", 1 ноября 2011 г.


Возврат к списку