Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

Тема недели

07.11.2011

К продаже Первой грузовой компании железнодорожный рынок готовился очень давно. "Дочка" ОАО РЖД была создана еще в 2007 году в рамках железнодорожной реформы: предполагалось, что госмонополия выведет весь свой вагонный парк в специальные дочерние структуры, которые будут конкурировать на рынке.
На момент аукциона ОАО РЖД и его "дочки" уже не были такой доминирующей силой на рынке, как несколько лет назад: сейчас все частные железнодорожные операторы в совокупности уже перевозят больше грузов, чем структуры монополии. Кроме того, у ОАО РЖД есть и вторая "дочка" --ВГК, контроль в которой она пока продавать не собирается. И все же ПГК -- крупнейший в России железнодорожный оператор, управляющий более 200 тыс. вагонов и, в отличие от материнской компании, тарифы которой жестко регулируются, устанавливающий рыночные цены на свои услуги в рамках вагонной составляющей тарифа, как и другие частные операторы. За госпакет акций компании ожидалась серьезная борьба: его покупка автоматически ставила покупателя на первое место на рынке.
Покупателем стала Независимая транспортная компания (НТК) -- структура Владимира Лисина, которая еще год назад была кэптивным оператором по перевозке грузов Новолипецкого металлургического комбината. Итоги стали неожиданными: и в самом ОАО РЖД, и на рынке почти все были уверены в том, что выиграет "Трансойл" Геннадия Тимченко. Даже с формальной точки зрения: совет директоров "Трансойла" одобрил выделение на покупку пакета акций ПГК 500 млрд руб. при стартовой цене 125,3 млрд руб. (конкуренты -- НТК и оператор "Нефтетранссервис" -- были готовы потратить 300 млрд и 200 млрд руб. соответственно). Но победителем стала НТК, причем всего за один шаг аукциона: итоговая стоимость лота составила 125,5 млрд руб. Скорее всего, рынку еще предстоит узнать, какие за этим стояли договоренности.

Газета "Коммерсант", 7 ноября 2011 г.


Возврат к списку