На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

Ж/д операторы России против запрета на импорт украинских колес для вагонов

ПРАЙМ: Российские ж/д операторы не поддерживают идею запретить импорт украинских железнодорожных цельнокатаных колес (ЦКК), – это может привести к дисбалансу рынка, удорожанию услуг и ухудшению их качества, говорят опрошенные РИА Новости представители отрасли.

На этой неделе появилась информация, что Минтранс РФ предлагает ввести запрет на импорт железнодорожных колес из Украины. Сейчас на цельнокатанные колеса производства украинской компании "Интерпайп" действует антидемпинговая пошлина в 34,22%.

Совет потребителей РЖД: рекомендации по повышению доходности и сокращению издержек монополии в 2015 году

16.02.2015

Совет потребителей РЖД: рекомендации по повышению доходности и сокращению издержек монополии в 2015 году

Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» (далее – Совет потребителей) рассмотрел проект Плана мероприятий по повышению доходности и сокращению издержек железнодорожной монополии в 2015 году, разработанный Минтрансом России совместно с ОАО «РЖД». Заключение на проект плана было утверждено экспертами совета потребителей 12 февраля в форме заочного голосования.

По мнению Совета потребителей, проект плана недостаточно раскрывает вопрос повышения доходности и сокращения издержек ОАО «РЖД» за счет ресурсов компании, поскольку ограничивается исключительно мероприятиями, предусматривающими финансирование ОАО «РЖД» за счет средств бюджетов различного уровня и получения средств Фонда национального благосостояния России (ФНБ).

Частично задаче сокращения издержек отвечает предложение по отмене поэтапного повышения налога на имущество и сохранения его ставки в размере 1%. «Осуществление государственного сдерживания роста тарифов на топливно-энергетические ресурсы представляется маловероятным с учетом существующей системы государственного регулирования стоимости услуг естественных монополий и отсутствия такового в отношении прочих компаний топливно-энергетического сектора», - отмечается в заключении Совета.

По мнению экспертов, реализация этих мероприятий, наряду с повышением грузовых железнодорожных тарифов, краткосрочно может улучшить финансовые показатели компании, однако не окажет положительного влияния на уровень ее доходности и издержек.

В заключении Совета потребителей также обозначен риск неполучения финансовой поддержки и доходов от повышения тарифов в предлагаемом объеме в современных условиях макроэкономической неопределенности и необходимости экономии средств госбюджета.

Напомним, что в 2014 году Минтрансом России при участии Совета потребителей был подготовлен проект плана мероприятий по повышению эффективности и клиентоориентированности РЖД, совершенствованию существующей технологии управления вагонными парками при осуществлении грузовых перевозок. Эксперты совета считают, что его принятие  и мониторинг за его выполнением должны стать неотъемлемой частью проекта Плана мероприятий по повышению доходности и сокращению издержек ОАО «РЖД» в 2015 году.

По мнению Совета потребителей, у ОАО «РЖД» сохраняется серьезный потенциал для Программы сокращения затрат, и ее принятие должно содержаться среди пунктов плана.

Масштаб возможного экономического эффекта от мероприятий по оптимизации деятельности холдинга ОАО «РЖД», по оценкам экспертов Совета потребителей, может составить в ценах 2014 года в среднесрочной перспективе до 200 млрд. рублей. Данная экономия может быть достигнута за счет следующих источников:

1. Экономия в 10% от суммы расходов холдинга ОАО «РЖД», если применить методологию, одобренную Правительством России, при сокращении федерального бюджета на 2015 год.
2. Около половины от «цены вопроса» по ликвидации участков с просроченным нормативом содержания и переходу на новую технологически обоснованную систему нормативов.
3. Повышение дивидендных выплат ДЗО ОАО «РЖД» и доходы от реализации непрофильных и низкорентабельных активов, а также экономия от перевода убыточных активов с баланса холдинга ОАО «РЖД»;
4. Частные инвестиции в тяговый подвижной состав при условии снятия фактического запрета со стороны ОАО «РЖД» на перевозочную деятельность независимым компаниям.

По мнению Совета потребителей, для разработки и внедрения действительно эффективной системы повышения доходности и сокращения затрат ОАО «РЖД» необходима детальная информация по пропускной и провозной способности железных дорог, убыточных и рентабельных участках, структуре ДЗО ОАО «РЖД», по их финансовым планам и инвестиционной программе, структуре расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды и т.п. «Допуск к необходимой информации затруднен по причине существующего режима коммерческой тайны ОАО «РЖД», - говорится в заключении Совета потребителей. - Без принятия принципиальных решений по этому вопросу и раскрытию полной информации за исключением данных, составляющих государственную тайну или влияющих на результаты закупок ОАО «РЖД», невозможно существенно улучшить экономику деятельности холдинга».

Совет потребителей поддерживает мероприятия Проекта плана, направленные на финансирование и реализацию проектов, связанных с выполнением поручений Президента и Правительства РФ в соответствие с ранее утвержденными паспортами проектов. В рамках проведения публичного технико-ценового аудита по отельным мероприятиям данных проектов целесообразно выделить мероприятия, которые необходимо в первоочередном порядке профинансировать и реализовать для достижения конкретного промежуточного производственного эффекта в 2015-2017 годах. При недостатке средств менее срочные работы можно будет с меньшим ущербом перенести на более поздний период.

Свое заключение Совет потребителей представит в Правительство РФ, Экспертный совет при Правительстве РФ, Минтранс России, Министру Михаилу Абызову и ОАО «РЖД» в ближайшее время.

Советы потребителей по вопросам деятельности естественных монополий — совещательно-консультационные органы при отраслевых правительственных комиссиях. Они направлены на повышение прозрачности и подконтрольности естественных монополий – такое поручение давал Президент РФ Владимир Путин по итогам Петербургского экономического форума в 2013 году и встречи с предпринимателями в Воронеже в мае 2013 года. 24 сентября 2013 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев утвердил Концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и «дорожную карту» по их реализации. Документы разработаны совместно с Экспертным советом при Правительстве с целью обеспечения подотчетности компаний с государственным участием, которые в том числе получают бюджетные средства. Задачи Концепции – обеспечение информационной открытости инвестиционных программ естественных монополий и процесса тарифообразования, обязательное участие и контроль со стороны потребителей. Инструмент обеспечения такого контроля – Советы потребителей.


Возврат к списку