Минтранс РФ предлагает скорректировать производство грузовых вагонов с учетом потребностей рынка

13.03.2015

Министерство транспорта России предлагает привести мощности вагоностроительных предприятий в соответствие с потребностями рынка. Об этом говорится в материалах к совещанию у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича по железнодорожному машиностроению, которое состоялось 10 марта /имеются в распоряжении ТАСС/.

"Минтранс России считает целесообразным провести балансовую сверку мощностей предприятий, производящих подвижной состав, с потребностью парка сети железных дорог и проведение оценки предприятий транспортного машиностроения в части соответствия их производственной базы статусу производителя подвижного состава", - говорится в материалах.

Кроме того, в числе предлагаемых Минтрансом мер стимулирования спроса - поддержка экспорта, государственное субсидирование вагоностроителям процентной ставки по кредитам на пополнение оборотных средств и стимулирование внедрения на сети грузовых вагонов с улучшениями техническими характеристиками /осевой нагрузкой 25 тонн/.

Как ранее сообщал ТАСС, в конце февраля Минпромторг запросил у вагоностроителей данные по "минимальной загрузке" предприятий. Теперь заявку на производство вагонов предполагается сформулировать с учетом перспектив спроса со стороны грузоотправителей на конкретные модели вагонов и уровня цен, по которым операторы были бы готовы закупать подвижной состав, пояснил ТАСС источник, знакомый с итогами совещания у Дворковича. По его словам, сбор соответствующих данных могут поручить Минтрансу и Минпромторгу.
"После этого будет ограничен целевой объем производства, который государство считает обоснованным. Обсуждается цифра от 20 до 40 тыс вагонов в год производства всех предприятий", - сказал он.

Кроме того, по словам источника, обсуждаются варианты полного запрета продления срока службы старых вагонов и повышения тарифа на порожний пробег для вагонов старых моделей в целях стимулирования покупки новых вагонов, против чего выступают ФСТ и ФАС.
Экспертная оценка Согласно материалам совета потребителей РЖД /имеются в распоряжении ТАСС/, при сохранении производства новых вагонов на уровне 2014 года и продолжении практики продления срока службы полувагонов профицит парка к концу 2015 года составит 57 тыс единиц. При этом баланс парка /на основе прогноза Минэкономразвития/ составляет 456 тыс полувагонов /по состоянию на конец 2014 года на сети 563 тыс полувагонов/.

Совет потребителей оценивает объем производства новых вагонов для достижения баланса в 2015 году на уровне 10 тыс единиц, но при реализации дополнительных мер регулирования рынка показатель может составить 28 тыс вагонов.

В то же время отсутствие таких мер может привести к остановке вагоностроительных предприятий, массовым увольнениям работников, а также невозврату задолженностей компаний-операторов банкам, отмечают эксперты совета потребителей.

По их оценке, общая сумма задолженности операторов подвижного состава перед банками к концу 2014 года достигла 741 млрд рублей, в том числе 384,1 млрд рублей - за полувагоны. В связи с большим количеством операторов на сети и избытком парка средняя ставка доходности составляет 485 рублей за полувагон в сутки, тогда как для обслуживания и ремонта полувагона в лизинге необходимо получать около 700 рублей.

Инициатива участников рынка Как сообщил на прошлой неделе журналистам генеральный директор "Первой грузовой компании" /ПГК/ Олег Букин, стимулирование спроса на грузовые вагоны и поддержка вагоностроительных предприятий могут быть обеспечены за счет сокращения избыточных мощностей и субсидирования процентной ставки по кредитам. Такие варианты поддержки отрасли в условиях профицита вагонного парка компания выработала совместно с Уралвагонзаводом при участии Минэкономразвития.

По его словам, в ближайшие 3-5 лет ежегодный уровень производства грузовых вагонов в РФ должен сократиться вдвое - до 30-40 тыс единиц. При этом для субсидирования кредитов на покупку такого количества вагонов может потребоваться 45-60 млрд рублей.


Возврат к списку