Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД  РБК: Предоставление приоритета по вывозу груза в обмен на предоплату в адрес РЖД нарушает антимонопольное законодательство, считает ФАС. Эта идея Минтранса, по версии регулятора, ущемляет права в том числе малого и среднего бизнеса

Хочешь ехать в первом классе

Хочешь ехать в первом классе Комерсантъ: Правительство поменяет порядок вывоза грузов на восток. Собеседники “Ъ” в отрасли восприняли документ традиционно плохо. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассказали, что считают предлагаемые Минтрансом изменения «искажающими принципы равнодоступности, публичности и недискриминационности перевозки».

Закон, которого ждали

16.03.2015

С 1 апреля 2015 года вступают в силу изменения в Федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта РФ» и статье 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ».

Для борьбы с простоем подвижного состава на путях общего пользования приняты законодательные меры экономического регулирования . О сути изменений в законодательстве «Московскому железнодорожнику» рассказывает исполняющий обязанности начальника службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Московской дирекции управления движением Антон Маркин.

– Ранее в Уставе железнодорожного транспорта отсутствовали положения, обязывающие владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования, – говорит Антон Геннадьевич. – В связи с этим пути общего пользования фактически превращались в бесплатные парковочные места, на которых порожний вагон мог находиться сколь угодно долго в ожидании погрузки. Это плохо отражалось на пропускной способности железной дороги. Занятие инфраструктуры вагонами, не участвующими в перевозочном процессе, способствовало созданию искусственного дефицита провозных мощностей, появлению «узких мест».

При этом ранее действовавшее законодательство о железнодорожном транспорте не регулировало взаимоотношения между ОАО «РЖД», как владельцем инфраструктуры общего пользования, перевозчиком, грузовладельцами, собственниками и операторами подвижного состава. Складывалась недопустимая ситуация, когда по независящим от перевозчика причинам вагоны несвоевременно принимались на пути необщего пользования и вынуждены были простаивать на магистральных и станционных путях в ожидании подачи. Тем самым вагонами забивались пути железнодорожных станций и создавались предпосылки образования брошенных поездов. И за все это операторы, собственники подвижного состава и грузовладельцы не несли финансовой ответственности.

Для борьбы с простоем подвижного состава на путях общего пользования требовались неотложные законодательные меры экономического регулирования. И вот, наконец, они приняты и с первого апреля начинают работать.

В чем смысл этих долгожданных мер, о необходимости которых столь долго и настойчиво говорили железнодорожники?
Внесенные законодателем изменения закрепляют принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени и усиливают ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей компании порожних вагонов после выгрузки.

– С первого апреля 2015 года 39-й статьей Устава предусмотрена финансовая ответственность грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования за занятие инфраструктуры вагонами – как на станциях назначения, так и на промежуточных станциях в пути следования, – разъясняет новый закон Антон Маркин. – Это будет стимулировать участников грузоперевозок эффективнее использовать подвижной состав грузовладельцев и инфраструктуру ОАО «РЖД». У них также появляется финансовый стимул развивать собственную инфраструктуру путей необщего пользования, заключать договоры на отстой, на оказание компанией услуг по размещению на путях общего пользования станций груженых и порожних вагонов, принятых к перевозке и следующих на станцию назначения. Новации в законе позволят рационально использовать загрузку инфраструктуры, качественно планировать подход подвижного состава, дают экономический рычаг для воздействия на всех участников перевозочного процесса.

В каких же случаях закон предусматривает возможность взыскания платы за занятие путей общего пользования?

Во-первых, если пути заняты вагонами, участвующими в перевозках. Во-вторых, если пути заняты порожними вагонами, которые выгружены, но не предъявлены к перевозке. Условия оплаты будут зависеть от того, связано ли нахождение вагонов на путях с осуществлением перевозок или они стоят там вне перевозочного процесса. В законе предусмотрена плата в случаях, если вагоны на путях общего пользования простаивают по причинам, независящим от владельца инфраструктуры. В частности, если вагоны находятся на путях общего пользования в ожидании подачи под погрузку, выгрузку либо находятся в зоне таможенного контроля под таможенными процедурами по вине клиента. Взаимная финансовая ответственность наступает в случае задержки вагонов в пути следования, в том числе из-за неприема станцией назначения, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения операций.

Особое внимание грузовладельцам следует обратить на такую норму закона. За длительный, более трех суток, простой порожних вагонов в местах общего пользования после их разгрузки плата будет взиматься в пятикратном размере. Вместе с тем, в законе определены случаи, когда вагоновладелец освобождается от платы за нахождение подвижного состава на путях общего пользования. Прежде всего это случаи, когда простой вагонов на путях компании происходит по независящим от грузоотправителей, грузополучателей, вагоновладельцев либо собственников путей необщего пользования причинам, вызван отказом в перевозке в связи с прекращением или ограничением приема грузов и порожних вагонов по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры. Финансовая ответственность не наступает также в форс-мажорных обстоятельствах (при военных действиях, блокадах, эпидемиях, природных катастрофах), а также в иных обстоятельствах непреодолимой силы.

– За то малое время, которое остается до ввода закона в действие, всем участникам грузоперевозок необходимо тщательно изучить новые нормы закона, – подчеркнул Антон Маркин.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1259092


Возврат к списку