Неустройка века

Неустройка века Коммерсантъ: Планы ОАО РЖД по финансированию своих проектов взволновали грузоотправителей. 
ОАО РЖД планирует закрыть дефицит инвестпрограммы 2022–2024 годов в размере около 1 трлн руб. за счет существенного ускорения индексации грузовых тарифов. Вместо предусмотренного социально-экономическим прогнозом роста на 4–4,5% в год монополия предлагает поднять тарифы в 2022 году на 7,7%, а далее — на 6,6% и 6,1%.вЃ 

Операторы попросили ФАС проверить вагоноремонтные компании на фоне повышения цен

Операторы попросили ФАС проверить вагоноремонтные компании на фоне повышения цен ТАСС: Анализ факторов, которые привели к росту стоимости ремонта, позволит оценить наличие либо отсутствие неправомерных согласованных действий вагоноремонтных компаний, отмечает председатель президиума СОЖТ Игорь Ромашов

С сохранением статуса

24.03.2015

Нормы международных грузоперевозок готовятся к обновлению

Открытое акционерное общество "РЖД" выступило инициатором масштабной актуализации Соглашения о международном грузовом сообщении, его приложений, а также служебной инструкции к нему (СИ СМГС), определяющей взаимоотношения между перевозчиками. Несмотря на формулировку "поправки и изменения", обновленная редакция представляет собой, по сути, совершенно новый документ. Одна из особенностей нового соглашения заключается в том, что оно может одинаково успешно применяться как железными дорогами, уже прошедшими этапы реформирования, так и теми, кто начинает движение к реформам.

В преддверии вступления в силу новой редакции СМГС (которое состоится 1 июля текущего года) ОАО "РЖД" провело семинар высокого уровня, на котором провело небольшой ликбез для участников перевозочного процесса, в том числе для операторов подвижного состава.
Первый вице-президент госкомпании Вадим Морозов отметил, что отсутствие гармонизированного правового режима в области межконтинентальных перевозок грузов между Европой и Азией является одним из факторов низкого удельного веса железнодорожного транспорта в обеспечении евро-азиатских транспортных связей.

"Совершенно очевидно, что в правовой гармонизации заинтересован широкий круг "игроков" – это грузоотправители, для которых важно развитие конкурентоспособных железнодорожных грузовых перевозок, сами железнодорожные компании, стремящиеся расширить доступ на рынок, и государства. Обновленная редакция СМГС учитывает новые реалии рынка, те существенные реформы, которые проведены железными дорогами большинства стран – членов ОСЖД в части разграничения сфер ответственности государства и железнодорожных предприятий, а также между владельцем инфраструктуры и перевозчиком. Появилась возможность либерализации рынка транспортных услуг и его открытости для участия новых операторских компаний", – подчеркнул Вадим Морозов.

Суть нового СМГС такова: субъектами правоотношений по договору перевозки вместо железной дороги станут перевозчики ("договорной перевозчик", "последующий перевозчик"), владельцы и операторы вагонного парка, а также управляющий инфраструктурой. Предметом регулирования в ревизионном документе являются отношения перевозчиков, отправителей и получателей. Что касается взаимоотношений между перевозчиками и управляющими инфраструктурами, а также между управляющими инфраструктурами друг с другом, то они выведены за рамки предмета регулирования СМГС. Новый документ позволит осуществлять международную перевозку в границах одного государства нескольким перевозчикам или одному перевозчику по инфраструктурам нескольких государств, то есть обеспечить трансграничность перевозок. Также определена роль инфраструктуры и управляющего ею лица как агента перевозчика, что предполагает наличие (при необходимости) договора на использование инфраструктуры перевозчиком. При этом отправителю и получателю не требуется выстраивать правовые отношения с управляющим инфраструктурой. Также разработчики учли изменения во взаимоотношениях перевозчиков и иных хозяйствующих субъектов по таким связанным с договором перевозки вопросам, как пользование вагонами и порядок расчетов.

Кроме того, западные компании поднимали вопрос о необходимости создания новых правил пользования вагонами в международном сообщении. Уже сейчас на границах работают множество перевозчиков, и непонятно, по каким правилам передавать вагоны, когда стороной Договора о правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) может быть только одна компания от страны. Присоединение перевозчиков к договору о ПГВ от одной страны стало юридически возможным после внесения изменений и дополнений в этот договор. И, что самое главное, переработаны все правила, в которые внесены положения, регламентирующие взаимодействие перевозчиков и владельцев вагонов.

"После официальной публикации нового текста мы совместно с Минтрансом проводим анализ на предмет необходимости внесения изменений и дополнений в различные международные договоры РФ, имеющие ссылки на статьи и приложения обновленных документов. Также предполагается провести ряд семинаров и совещаний, организовать техническое обучение и иные информационно-обучающие мероприятия по вопросам введения в действие изменений. Введение комплексных изменений и дополнений является важным практическим шагом, позволяющим через постепенную и последовательную гармонизацию правовых режимов открыть для железнодорожных компаний новые горизонты развития международных грузовых перевозок", – подчеркнул Вадим Морозов.

Помимо прочего, обновленный документ откроет возможности для соглашений с новыми партнерами.

"В течение двух с половиной лет мы не могли заключить договора с крупнейшим частным европейским перевозчиком – DB Schenker Rail, который, помимо прочего, имеет свои "нитки" графика в той же Польше и возит грузы до Калининграда. Новая редакция СМГС позволяет нам восполнить этот пробел и согласовывать объемы перевозок со всеми лицензированными перевозочными компаниями ЕС, имеющими право работать в странах, граничащих с РФ. Кроме того, новый документ предусматривает порядок перевозок грузов в железнодорожно-паромном сообщении, тогда как до его вступления в силу необходимо при организации таких грузоперевозок собирать отдельный пакет нормативно-правовых актов, включая межправительственные соглашения", – подчеркнул вице-президент по коммерческой деятельности ОАО "РЖД" Салман Бабаев.

По словам заместителя министра транспорта РФ, статс-секретаря Сергея Аристова, необходимость проведения ревизии СМГС вызвали в первую очередь происходящее структурное реформирование и техническое переоснащение железнодорожной отрасли, изменения в законодательстве ряда стран – участниц ОСЖД, в том числе в России.

"В ходе этой работы эксперты учли опыт реформирования систем железнодорожного транспорта в странах, применяющих нормы соглашения.

Актуализированное соглашение рассматривается как основополагающий акт кодификации, содержащий единое гражданско-правовое регулирование отношений между перевозчиком, отправителем и получателем по договору перевозки. Отдельно хотел бы отметить, что принятые решения одинаково успешно могут применяться как в тех странах, где уже произошло разделение железнодорожных компаний на инфраструктурную и перевозочную составляющие, так и в тех, где пока железнодорожная администрация является исполнителем обеих функций", – отметил замглавы транспортного ведомства.

Заместитель председателя комитета ОСЖД Виктор Жуков, в свою очередь, напомнил, что соглашения о международных грузовом и пассажирском сообщениях были приняты еще в 1951 году.

"За эти более чем полвека, несмотря на все произошедшие геополитические изменения, оба документа сохранили значимость, привлекательность и необходимость. Их роль заметно возросла на евро-азиатском пространстве благодаря разумной политике, осуществляемой странами – участницами ОСЖД. Важный момент: после проведенной ревизии был сохранен правовой статус соглашений", – резюмировал Виктор Жуков.

В настоящее время операторы подвижного состава – новоиспеченные субъекты правоотношений по договору грузоперевозок по новым редакциям СМГС и его служебной инструкции взяли паузу на детальное изучение документа и подготовку вопросов по нему.
Кстати, грузоперевозки, оформленные до 1 июля, будут регулироваться по прежней редакции СМГС до завершения срока действия договора.

http://www.gudok.ru/1520/newspaper/detail.php?ID=1260418


Возврат к списку