Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД  РБК: Предоставление приоритета по вывозу груза в обмен на предоплату в адрес РЖД нарушает антимонопольное законодательство, считает ФАС. Эта идея Минтранса, по версии регулятора, ущемляет права в том числе малого и среднего бизнеса

Хочешь ехать в первом классе

Хочешь ехать в первом классе Комерсантъ: Правительство поменяет порядок вывоза грузов на восток. Собеседники “Ъ” в отрасли восприняли документ традиционно плохо. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассказали, что считают предлагаемые Минтрансом изменения «искажающими принципы равнодоступности, публичности и недискриминационности перевозки».

С сохранением статуса

24.03.2015

Нормы международных грузоперевозок готовятся к обновлению

Открытое акционерное общество "РЖД" выступило инициатором масштабной актуализации Соглашения о международном грузовом сообщении, его приложений, а также служебной инструкции к нему (СИ СМГС), определяющей взаимоотношения между перевозчиками. Несмотря на формулировку "поправки и изменения", обновленная редакция представляет собой, по сути, совершенно новый документ. Одна из особенностей нового соглашения заключается в том, что оно может одинаково успешно применяться как железными дорогами, уже прошедшими этапы реформирования, так и теми, кто начинает движение к реформам.

В преддверии вступления в силу новой редакции СМГС (которое состоится 1 июля текущего года) ОАО "РЖД" провело семинар высокого уровня, на котором провело небольшой ликбез для участников перевозочного процесса, в том числе для операторов подвижного состава.
Первый вице-президент госкомпании Вадим Морозов отметил, что отсутствие гармонизированного правового режима в области межконтинентальных перевозок грузов между Европой и Азией является одним из факторов низкого удельного веса железнодорожного транспорта в обеспечении евро-азиатских транспортных связей.

"Совершенно очевидно, что в правовой гармонизации заинтересован широкий круг "игроков" – это грузоотправители, для которых важно развитие конкурентоспособных железнодорожных грузовых перевозок, сами железнодорожные компании, стремящиеся расширить доступ на рынок, и государства. Обновленная редакция СМГС учитывает новые реалии рынка, те существенные реформы, которые проведены железными дорогами большинства стран – членов ОСЖД в части разграничения сфер ответственности государства и железнодорожных предприятий, а также между владельцем инфраструктуры и перевозчиком. Появилась возможность либерализации рынка транспортных услуг и его открытости для участия новых операторских компаний", – подчеркнул Вадим Морозов.

Суть нового СМГС такова: субъектами правоотношений по договору перевозки вместо железной дороги станут перевозчики ("договорной перевозчик", "последующий перевозчик"), владельцы и операторы вагонного парка, а также управляющий инфраструктурой. Предметом регулирования в ревизионном документе являются отношения перевозчиков, отправителей и получателей. Что касается взаимоотношений между перевозчиками и управляющими инфраструктурами, а также между управляющими инфраструктурами друг с другом, то они выведены за рамки предмета регулирования СМГС. Новый документ позволит осуществлять международную перевозку в границах одного государства нескольким перевозчикам или одному перевозчику по инфраструктурам нескольких государств, то есть обеспечить трансграничность перевозок. Также определена роль инфраструктуры и управляющего ею лица как агента перевозчика, что предполагает наличие (при необходимости) договора на использование инфраструктуры перевозчиком. При этом отправителю и получателю не требуется выстраивать правовые отношения с управляющим инфраструктурой. Также разработчики учли изменения во взаимоотношениях перевозчиков и иных хозяйствующих субъектов по таким связанным с договором перевозки вопросам, как пользование вагонами и порядок расчетов.

Кроме того, западные компании поднимали вопрос о необходимости создания новых правил пользования вагонами в международном сообщении. Уже сейчас на границах работают множество перевозчиков, и непонятно, по каким правилам передавать вагоны, когда стороной Договора о правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) может быть только одна компания от страны. Присоединение перевозчиков к договору о ПГВ от одной страны стало юридически возможным после внесения изменений и дополнений в этот договор. И, что самое главное, переработаны все правила, в которые внесены положения, регламентирующие взаимодействие перевозчиков и владельцев вагонов.

"После официальной публикации нового текста мы совместно с Минтрансом проводим анализ на предмет необходимости внесения изменений и дополнений в различные международные договоры РФ, имеющие ссылки на статьи и приложения обновленных документов. Также предполагается провести ряд семинаров и совещаний, организовать техническое обучение и иные информационно-обучающие мероприятия по вопросам введения в действие изменений. Введение комплексных изменений и дополнений является важным практическим шагом, позволяющим через постепенную и последовательную гармонизацию правовых режимов открыть для железнодорожных компаний новые горизонты развития международных грузовых перевозок", – подчеркнул Вадим Морозов.

Помимо прочего, обновленный документ откроет возможности для соглашений с новыми партнерами.

"В течение двух с половиной лет мы не могли заключить договора с крупнейшим частным европейским перевозчиком – DB Schenker Rail, который, помимо прочего, имеет свои "нитки" графика в той же Польше и возит грузы до Калининграда. Новая редакция СМГС позволяет нам восполнить этот пробел и согласовывать объемы перевозок со всеми лицензированными перевозочными компаниями ЕС, имеющими право работать в странах, граничащих с РФ. Кроме того, новый документ предусматривает порядок перевозок грузов в железнодорожно-паромном сообщении, тогда как до его вступления в силу необходимо при организации таких грузоперевозок собирать отдельный пакет нормативно-правовых актов, включая межправительственные соглашения", – подчеркнул вице-президент по коммерческой деятельности ОАО "РЖД" Салман Бабаев.

По словам заместителя министра транспорта РФ, статс-секретаря Сергея Аристова, необходимость проведения ревизии СМГС вызвали в первую очередь происходящее структурное реформирование и техническое переоснащение железнодорожной отрасли, изменения в законодательстве ряда стран – участниц ОСЖД, в том числе в России.

"В ходе этой работы эксперты учли опыт реформирования систем железнодорожного транспорта в странах, применяющих нормы соглашения.

Актуализированное соглашение рассматривается как основополагающий акт кодификации, содержащий единое гражданско-правовое регулирование отношений между перевозчиком, отправителем и получателем по договору перевозки. Отдельно хотел бы отметить, что принятые решения одинаково успешно могут применяться как в тех странах, где уже произошло разделение железнодорожных компаний на инфраструктурную и перевозочную составляющие, так и в тех, где пока железнодорожная администрация является исполнителем обеих функций", – отметил замглавы транспортного ведомства.

Заместитель председателя комитета ОСЖД Виктор Жуков, в свою очередь, напомнил, что соглашения о международных грузовом и пассажирском сообщениях были приняты еще в 1951 году.

"За эти более чем полвека, несмотря на все произошедшие геополитические изменения, оба документа сохранили значимость, привлекательность и необходимость. Их роль заметно возросла на евро-азиатском пространстве благодаря разумной политике, осуществляемой странами – участницами ОСЖД. Важный момент: после проведенной ревизии был сохранен правовой статус соглашений", – резюмировал Виктор Жуков.

В настоящее время операторы подвижного состава – новоиспеченные субъекты правоотношений по договору грузоперевозок по новым редакциям СМГС и его служебной инструкции взяли паузу на детальное изучение документа и подготовку вопросов по нему.
Кстати, грузоперевозки, оформленные до 1 июля, будут регулироваться по прежней редакции СМГС до завершения срока действия договора.

http://www.gudok.ru/1520/newspaper/detail.php?ID=1260418


Возврат к списку