Вагонам стало не прикольно

Вагонам стало не прикольно КОММЕРСАНТ: Операторы ищут способы поставить большой массив лишних вагонов «на прикол» на приемлемых условиях и надолго. «Одна из идей, которые мы будем более подробно обсуждать с коллегами из ОАО РЖД,— введение дифференцированной платы за отстой на путях общего пользования по принципу, схожему с принципами "Московского паркинга",— рассказал на конференции "PRO//Движение.1520" исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин.

Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Совет потребителей РЖД выработал предложения по принципам и порядку определения цен на услуги, оказываемые РЖД в рамках ТОР грузовых вагонов

20.04.2015

Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД (далее – Совет потребителей) рассмотрел предложения комитета по удовлетворенности качеством услуг РЖД в сфере эксплуатации и ремонта подвижного состава по принципам и порядку определения цен на работы и услуги, оказываемые монополией в рамках текущего отцепочного ремонта (ТОР) и технического обслуживания грузовых вагонов. Соответствующие предложения утверждены 16 апреля на заседании Совета потребителей.

По мнению Совета потребителей,  существующая система проведения ТОР имеет ряд серьезных недостатков, основным из которых является ее мотивированность на увеличение количества ремонтов. Основными задачами ТОР являются  обеспечение безопасности перевозочного процесса и поддержание работоспособного состояния вагона в межремонтный период. Однако, эксперты выражают опасения, что с введением внутри холдинга РЖД плана по объемам проведенных ТОР на первое место может выйти задача получения дохода от данного вида деятельности, а не обеспечение бесперебойной перевозки.

В результате, как отмечают эксперты, увеличивается количество забракованных вагонов, и, как следствие, значительно снижается их производительность; возрастают расходы потребителей услуг железнодорожного транспорта; нарушаются принципы гарантийной ответственности предприятия-изготовителя вагона или предприятия, производившего последний плановый ремонт, так как в межремонтный период производится вмешательство в конструкции вагона, в том числе с заменой отдельных элементов, а предприятие, производившее ТОР, несет ответственность только за отремонтированный им узел.

В ходе заседания эксперты отметили, что, несмотря на значительное увеличение количества вагонов, забракованных в межремонтный период, существенной модернизации и автоматизации в способах выявления неисправностей вагонов и в способах их устранения не наблюдается.

«Фактически неисправности выявляются путем проведения натурного осмотра вагона соответствующими работниками инфраструктуры, - пояснил Сергей Калетин, член Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД, руководитель комитета по удовлетворенности качеством услуг РЖД в сфере эксплуатации и ремонта подвижного состава. - То есть, с одной стороны высок человеческий фактор при выявлении или не выявлении неисправности, с другой стороны данный принцип выявления неисправности полностью «не прозрачен» и позволяет фактически бесконтрольно браковать столько вагонов, сколько потребуется. Даже имеющиеся средства автоматизации с одной стороны имеют большой коэффициент погрешности, а с другой стороны доступ к их показаниям для владельцев и пользователей грузовых вагонов закрыт».

Таким образом, стоимость содержания вагона в межремонтный период уже нередко превышает стоимость проведения плановых видов ремонта.

По мнению комитета по удовлетворенности качеством услуг РЖД в сфере эксплуатации и ремонта подвижного состава Совета потребителей, одним из вариантов достижения баланса при проведении ТОР грузовых вагонов, оптимизации и совершенствованию принципов ценообразования на данную услугу является включение затрат на его проведение в тарифную составляющую на железнодорожные перевозки. Причем, как полагают эксперты, монопольная услуга на проведение ТОР должна быть тарифицирована как на стоимость груженого, так и на стоимость порожнего пробега. Предполагается, что затраты по устранению неисправностей, носящих эксплуатационный характер возникновения, будут включены в тарифную составляющую на грузовые железнодорожные перевозки, затраты по устранению неисправностей технологического характера возникновения и по повреждениям будут возмещаться собственником вагона или непосредственно виновными в их возникновении.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в целях реализации данной концепции фактически завершено формирование «Единого перечня наименований неисправностей, состояний, причин отстановки, операций/работ контроля/устранения неисправностей грузовых вагонов, в межремонтном периоде эксплуатации», разработанного ВНИИЖТом с участием представителей ОАО «РЖД» и СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта». Структура данного Единого Перечня задает последовательность действий исполнителей при выявлении конкретной неисправности, определяет место и объем ремонта для её устранения.

Совет потребителей предлагает ОАО «РЖД» совместно с СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» организовать проработку вопроса об изменении принципов и порядка определения цен на работы и услуги, оказываемые РЖД в рамках ТОР и технического обслуживания грузовых вагонов. По результатам подготовительной работы Совет потребителей планирует вынести данный вопрос на рассмотрение Правительственной комиссии по транспорту.

Справка
Советы потребителей по вопросам деятельности естественных монополий — совещательно-консультационные органы при отраслевых правительственных комиссиях. Они направлены на повышение прозрачности и подконтрольности естественных монополий – такое поручение давал Президент РФ Владимир Путин по итогам Петербургского экономического форума в 2013 году и встречи с предпринимателями в Воронеже в мае 2013 года. 24 сентября 2013 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев утвердил Концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и «дорожную карту» по их реализации. Документы разработаны совместно с Экспертным советом при Правительстве с целью обеспечения подотчетности компаний с государственным участием, которые в том числе получают бюджетные средства. Задачи Концепции – обеспечение информационной открытости инвестиционных программ естественных монополий и процесса тарифообразования, обязательное участие и контроль со стороны потребителей. Инструмент обеспечения такого контроля – Советы потребителей.


Возврат к списку