Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД  РБК: Предоставление приоритета по вывозу груза в обмен на предоплату в адрес РЖД нарушает антимонопольное законодательство, считает ФАС. Эта идея Минтранса, по версии регулятора, ущемляет права в том числе малого и среднего бизнеса

Хочешь ехать в первом классе

Хочешь ехать в первом классе Комерсантъ: Правительство поменяет порядок вывоза грузов на восток. Собеседники “Ъ” в отрасли восприняли документ традиционно плохо. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассказали, что считают предлагаемые Минтрансом изменения «искажающими принципы равнодоступности, публичности и недискриминационности перевозки».

Внимание: опасный груз!

13.05.2015

Уменьшить риски поможет совершенствование нормативной базы

По железным дорогам перевозятся сотни наименований опасных грузов, в том числе нефтепродукты, сжиженный газ, сера, аммиак, различные химикаты и радиоактивные материалы. И, как бы ни старались железнодорожники обеспечить безопасность таких перевозок, ЧП случаются. Так, в прошлом году  на Донецкой магистрали произошла серьёзная авария с опасным грузом, который шёл из Казахстана через Россию: загорелись цистерны с пропаном и бутаном, три из них взорвались. Были повреждены путь, контактная сеть, прервано грузовое и пассажирское сообщение.

Повышение скоростей и веса грузовых поездов увеличивает риск возникновения аварийных ситуаций. Поэтому к перевозке опасных грузов предъявляются очень жёсткие требования. Но проблема в том, что действующее законодательство в этой сфере имеет многочисленные проблемы и противоречия, кроме того, не хватает систематизации и завершённости. Вокруг этого и развернулась основная дискуссия.

Заместитель начальника отдела по надзору за предприятиями химического комплекса и транспортированием опасных веществ Ростехнадзора Надежда Печникова выделила три основные составляющие, связанные с транспортировкой опасных грузов: устаревшая нормативная база, отсутствие подвижного состава нового поколения и нечёткая процедура определения ответственности за возникающие аварийные события. Что касается последнего пункта, здесь, по её мнению, просматривается излишняя забюрократизированность нормативных требований. Например, на проведение сливно-наливных работ грузовладелец обязан получить лицензию. Ему необходимо получить лицензию также и на погрузку-выгрузку опасных грузов. Но почему он должен получать два документа, по сути, на один и тот же вид работ? Чтобы повысить уровень ответственности грузовладельца, достаточно ввести процедуру обязательного страхования груза. Надежда Печникова обратила внимание экспертов и на действующий технический регламент обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава, он определяет требования к его ходовой части, но почему-то обходит стороной состояние и оборудование вагона-цистерны. Это серьёзный пробел, его следует устранить в самое ближайшее время, учитывая, что в стране действуют около 800 предприятий химической отрасли, которые оперируют вагонным парком в 45 тыс. единиц.

Существующая нормативно-правовая база в области перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом действительно устарела. Многие законы и подзаконные акты принимались ещё в 90-х годах прошлого века. При этом специальный закон о перевозке опасных грузов, каким они регулируются в промышленно развитых странах, так и не был принят. Нормы правового регулирования этой деятельности содержатся в разных законодательных и нормативных актах, отсюда нестыковки и противоречия.

Свою обеспокоенность по этому поводу высказал генеральный директор научного центра «Транспортировка опасных грузов» (Новосибирск) Александр Христолюбов. Этот центр вместе с ОАО «РЖД» участвовал в подготовке «Новых правил перевозок опасных грузов» – приложения к СМГС в рамках работы комиссии ОСЖД по транспортному праву. В частности, в них включены положения о перевозке легковоспламеняющихся газов.

Руководитель центра обратился к экспертам с серьёзными вопросами. Например, как преодолеть разночтения и разногласия в существующей нормативной базе при маркировке и классификации опасных грузов, а также каких стандартов следует придерживаться грузоотправителям и операторам специального подвижного состава при перевозке таких грузов?

К сожалению, на эти важные вопросы пока нет чётких и ясных ответов. Более того, как подчеркнул Александр Христолюбов, разработав и внедрив один документ, ни в коем случае нельзя останавливаться, поскольку нормативная база в сфере перевозок опасных грузов специализированным подвижным составом требует регулярного пересмотра и обновления. Так, например, действующие сегодня схемы оповещения, технические средства защиты устарели, поскольку разработаны в конце прошлого века. Но с того времени на железнодорожном транспорте многое изменилось – прошли реформы, появились новые участники перевозочного процесса.

В последние годы, по словам вице-президента – начальника департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкета Шайдуллина, который возглавляет Центральную комиссию по предупреждению транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций, компания предприняла комплекс мер в сфере обеспечения безопасности перевозок опасных грузов, а также приведения нормативно-правовой базы к современным требованиям. В Ситуационном центре ОАО «РЖД» автоматически осуществляются оперативный контроль и анализ безопасности грузовых перевозок, в том числе и опасных грузов. Центральная комиссия ведёт мониторинг ситуации на сети, затем даёт рекомендации участникам перевозочного процесса.

После анализа аварийных и нештатных ситуаций на сети дорог в прошлом году специалисты выделили три основных вида рисков, на которые стоит обратить внимание. Первый связан с потенциально опасной продукцией вагоностроителей – из-за нарушения технологии и низкого качества она не всегда соответствует нормам безопасности. Второй вид рисков связан с дорожно-транспортными происшествиями на железнодорожных переездах. И третья категория рисков – состояние транспортной инфраструктуры, которая вследствие разного рода факторов приходит в ненормативное состояние.

Чтобы свести к минимуму риск возникновения аварийных ситуаций, Шевкет Шайдуллин предложил участникам «круглого стола» совместными усилиями проработать вопрос регламентирования на законодательном уровне обязательных требований и выработки чётких и ясных определений, прежде всего самого понятия «опасный груз». Необходимо также определить и дифференцировать права и обязанности участников перевозочного процесса. Сегодня подвижной состав находится в руках бизнеса, поэтому он и должен нести полную ответственность за его исправность и техническое состояние, своевременно принимать меры для предупреждения рисков возникновения аварий. Более того, владельцы и операторы подвижного состава, занимающиеся перевозкой опасных грузов, должны быть заинтересованы в приобретении вагонов с принципиально улучшенными технико-экономическими характеристиками. Да им самим стоит уже начать инвестировать в разработку вагонов нового поколения.

– К сожалению, мы пока не видим серьёзных подходов к созданию инновационного подвижного состава, который снизил бы риски возникновения аварийных ситуаций на сети, – резюмировал Шевкет Шайдуллин.

Исполнительный директор НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Дмитрий Королёв обратил внимание на то, что в сфере перевозок опасных грузов чётко обозначились три основные проблемы, которые нужно решать с помощью нормативно-правовой базы. Первая связана с регламентированием перевозок в цистернах-бункерах. Вторая касается перевозок опасных грузов в танк-контейнерах, и третья относится к перевозкам в крытых вагонах.

По его мнению, в требованиях к перевозкам данного рода грузов в данных типах подвижного состава есть немалые противоречия, что увеличивает риски возникновения аварийных ситуаций. Между тем требования должны быть едиными и унифицированными для всех типов вагонов, в которых перевозятся опасные грузы.

В процессе дискуссии её участники затронули также вопрос о целесообразности унификации российских и европейских стандартов в данной сфере. Но если грузопотоки в железнодорожном сообщении со странами ЕС сокращаются, то отправление грузов в страны АТР растёт. При этом существующая нормативно-правовая база уже стала камнем преткновения во взаимоотношениях российских грузовладельцев с азиатскими партнёрами.

Профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» МИИТа Виктор Филиппов ещё раз подчеркнул важность разработки единой законодательной базы для перевозок особо опасных грузов всеми видами транспорта. Только в этом случае можно будет добиться снижения рисков при транспортировке опасных грузов и увеличения ответственности их владельцев за обеспечение безопасности.
Ещё один важный вопрос: каков профессиональный уровень работников, занятых погрузкой-выгрузкой и транспортировкой особо опасных грузов? Где они проходят подготовку и переподготовку? А ведь от грамотных действий этих людей зависит безопасность перевозок. В связи с этим генеральный директор ООО «Спецпортал» Сергей Бочков предложил создать институт подготовки специальных консультантов. Эту идею поддержали участники «круглого стола». При этом можно использовать опыт компании «НЭК», в которой создана школа наблюдателей – специалистов по ликвидации аварийных ситуаций и их последствий, способных возникнуть при перевозке грузов казахстанской компании «ТШО».

Подводя итог дискуссии, в которой приняли участие более 60 экспертов, вице-президент ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин заверил, что все конструктивные идеи найдут отражение в нормативно-правовых документах компании, а также в тех предложениях, которые холдинг направит в адрес федеральных органов власти и надзорных ведомств.

– Нам всем следует более активно использовать любую площадку для обсуждения накопившихся проблем и полезного для всех диалога, в том числе и формат такой встречи, какую организовал Издательский дом «Гудок», – заметил он. – Я хотел бы поблагодарить «Гудок» за организацию подобной дискуссии. Она оказалась очень интересной и конструктивной.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1272452&archive=2015.05.13


Возврат к списку