Вагончик не тронется

Вагончик не тронется КОММЕРСАНТ: Рост производства вагонов, неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках и загруженность Восточного полигона привели к рекордному количеству брошенных поездов. Число составов, временно оставленных диспетчерами ОАО РЖД без движения, достигло исторического максимума в 1800 поездов в сутки. Это уже сказывается на движении: срок оборота вагона вырос более чем на пять суток. Между тем выпуск вагонов продолжает расти, хотя уже в 2019 году размер парка приблизился к критическому. Производство вагонов упадет, говорят эксперты, лишь если государство не будет стимулировать их закупку.

Рельсы встали поперек пути

Рельсы встали поперек пути КОММЕРСАНТ: Перечень ускоренных работ на БАМе и Транссибе, который должен был быть представлен в правительство 1 февраля, до сих пор не согласован даже на уровне ОАО РЖД. Причина, по данным “Ъ”, в разногласиях по срокам исполнения: если сам список работ согласован и грузоотправителями, и блоком движения ОАО РЖД, и Минэнерго, то сроки не устраивают строительный блок монополии.

Железные дороги разгрузят от дивидендов

Железные дороги разгрузят от дивидендов КОММЕРСАНТ: Первый вице-премьер Андрей Белоусов готов в индивидуальном порядке решать вопрос о дивидендах курируемого им теперь ОАО РЖД, вопрос рассмотрят на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина. Финплан монополии сверстан из расчета отказа от дивидендов по обыкновенным акциям, но Минфин настаивает на 50% чистой прибыли по МСФО.

Металл ждёт консолидации

23.11.2011

В 2011 году экспорт российских металлов значительно вырос. Однако уже в ближайшее время эксперты прогнозируют ухудшение ситуации. Причиной станут не только стагнация в Европе и падение спроса в Китае, но и проблемы, связанные с железнодорожными перевозками горно-металлургических грузов.
В текущем году главным покупателем российского железорудного сырья (ЖРС) стал Китай. На его долю в январе - сентябре 2011 года пришлось 60% экспорта. За Поднебесной следуют Восточная и Западная Европа - 21 и 9% соответственно.
Основные объемы стального проката были вывезены в Западную Европу (34%), Азию (23%) и страны бывшего СССР (13%). Об этом на конференции "Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов в РФ" рассказал руководитель направления компании "Металл Эксперт Консалтинг" Владимир Терловой.
Однако уже в ближайшее время, по его прогнозам, ситуация изменится. Рост потребления в Китае резко замедлится. При этом Поднебесная продолжит диверсифицировать закупки сырья за счет независимых поставщиков, роста собственной добычи и инвестиций в иностранные горнорудные активы. Эти факторы болезненно скажутся на российских экспортерах. Ситуация в Европе также не внушает оптимизма.
Помимо негативных рыночных тенденций, участники рынка отметили и ряд проблем, связанных с железнодорожной перевозкой горно-металлургических грузов. Претензии металлургов, как и большинства российских грузоотправителей, связаны прежде всего с тарифами, а также с дефицитом полувагонов и пробками на сети.
Заместитель директора департамента логистики Трубной металлургической компании Константин Струков отметил, что железная дорога является безальтернативным вариантом транспортировки данного сегмента грузов и металлурги попадают в зависимость от собственников подвижного состава.
Впрочем, генеральный директор субхолдинга AsstrA Forwarding Олег Германович подчеркивает, что все зависит от расстояния, на которое осуществляется перевозка: если при отправках на короткие расстояния альтернатива в виде автотранспорта рассматривается, то для дальних расстояний железная дорога, несмотря на проблемы, остается оптимальным видом транспорта, так как перевозка на автотранспорте обойдется намного дороже.
Заместитель руководителя аппарата комиссии по естественным монополиям Совета Федерации Александр Колодко, в свою очередь, сообщил, что в настоящий момент на сети железных дорог используется 450 тыс. полувагонов. Для сравнения: с начала текущего года парк вырос на 40 тыс. единиц (с 2007 года рост составил 124 тыс. единиц). "По экспертным оценкам, этого количества вполне достаточно не только, чтобы освоить существующий объем перевозимых грузов, но и заметно его увеличить в будущем при условии, что будут проведены меры по оптимизации существующих перевозочных процессов", - заявил г-н Колодко.
По его мнению, для нормального функционирования системы железнодорожных перевозок необходимо наладить баланс основных системообразующих компонентов на рынке. "В первую очередь это касается решения вопросов, связанных с правовой базой, с тарифами и ценообразованием, со структурой управления", - считает чиновник.
Пока чиновники размышляют, металлурги ищут выход из ситуации. Управляющий директор "Металлоинвесттранса" Хуршид Рузиев поделился положительным опытом своей компании. По его словам, в начале 2011 года "Металлоинвесттранс" договорился с Новой перевозочной компанией и "Нефтетранссервисом" о работе обезличенным парком на своих предприятиях.
"По сути, все наши вагоны используются по той модели, по которой мы работали, когда имели инвентарный парк. Погрузка идет во всех направлениях. Мы начали работать на Западно-Сибирской и Красноярской дорогах", - рассказал г-н Рузиев, добавив, что с начала года после внедрения новой модели сбоев в работе не было и выполнение плана по отгрузке идет на 100%.
По его мнению, в ближайшие два-три года будет происходить процесс консолидации интересов крупных транспортных компаний, после чего произойдет объединение активов и серия слияний-поглощений, так как без этих шагов процессы выходят из под контроля.


Газета "Гудок", 23 ноября 2011 г.


Возврат к списку