БАМ выезжает на угле

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обещает побить рекорды по его экспорту на восток

Как выяснил “Ъ”, на заседание президентской комиссии по ТЭКу в конце августа будет вынесено еще более масштабное увеличение экспорта угля на восток, чем ранее: вместо 180 млн тонн к 2025 году говорится о 195 млн т, есть предложения и о 240 млн т. Для финансирования развития железных дорог под эти объемы ОАО РЖД могут дать право оставить у себя чистую прибыль, дивиденды монополия будет платить лишь по привилегированным акциям. Но, по мнению аналитиков, с наращиванием мощностей под экспорт угля на восток можно просчитаться.

Вагоны меняют хозяина

ГУДОК: ОВК планирует сосредоточиться на производстве новых вагонов

Лизинговая компания «Рейл1520» (входит в НПК «Объединённая вагонная компания», ОВК) передаёт АО «Газпромбанк Лизинг» по схеме возвратного лизинга 11 725 грузовых вагонов сроком на 10 лет. Стоимость парка оценивается в 27,5 млрд руб., по окончании сделки оператор сможет его выкупить по минимальной цене.

ФАС вскочила в последние вагоны

25.11.2011

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вчера сообщила, что во вторник комиссия ведомства признала ОАО РЖД нарушителем антимонопольного законодательства. По мнению ФАС, железнодорожная монополия необоснованно отказывала грузоотправителям в перевозке их грузов в инвентарном парке, то есть в вагонах, принадлежащих самому ОАО РЖД, и по гостарифам (по так называемому "Прейскуранту 10-01"). На самом деле монополия передала все вагоны в собственность своим дочерним структурам ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК, 75% ее акций были проданы структурам UCLH на аукционе в конце октября) и ОАО "Вторая грузовая компания" (ВГК), но при их создании ФАС предписывала ОАО РЖД предусмотреть возможность использования этих вагонов на условиях инвентарного парка.
В ведомстве при этом отказались уточнить, по чьему заявлению было возбуждено дело. В сентябре заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин говорил, что с жалобой в службу обратились "не менее пяти предприятий", а участники рынка предполагали, что речь идет о небольших компаниях.
Вчера Анатолий Голомолзин, чьи слова приводятся в сообщении ведомства, сказал, что, по мнению комиссии, ОАО РЖД "не приняло меры по исполнению вступившего в законную силу предписания ФАС, выданного еще при создании ОАО ПГК". "В частности, ОАО РЖД не привлекло для перевозок грузов вагонный парк дочерних компаний и не организовало привлечение вагонного парка всех операторских компаний на недискриминационных условиях", - заявил господин Голомолзин.
В ближайшее время ФАС направит ОАО РЖД предписание принять меры "по организации взаимодействия с ПГК, ВГК и другими операторскими компаниями", сообщило ведомство. Кроме того, ФАС планирует наложить на монополию штраф. "Это будет оборотный штраф - от 1% до 15% от оборота на рынке грузовых железнодорожных перевозок в 2011 году", - уточнили в пресс-службе ФАС. По данным ОАО РЖД, его доходы от грузовых перевозок за девять месяцев 2011 года составили 744,1 млрд руб., то есть возможный размер штрафа за этот период - от 7,4 млрд до 111,6 млрд руб.
В РЖД вчера заявили, что "будут принимать решение о дальнейших шагах" после получения соответствующих документов от ФАС. Вместе с тем, по сообщению монополии, ОАО РЖД "в соответствии с решением ФАС России от 20 сентября 2010 года" должно было разработать "регламент взаимодействия по предоставлению подвижного состава" только совместно с ПГК и ВГК. Но ФАС потребовала предоставлять по "Прейскуранту 10-01" не только вагоны ПГК и ВГК, но и "вагоны третьих лиц". ОАО РЖД с этим не согласилось, "регламент взаимодействия" согласован не был, а ФАС возбудила против монополии антимонопольное дело.
Вчера ОАО РЖД пояснило, что "не может влиять на ценовую политику третьих лиц" и, в случае если монополия попробует удовлетворить требования ФАС, взяв вагоны в аренду у частных компаний, ее расходы "превысят размеры вагонной составляющей, которая тарифицируется в соответствии с "Прейскурантом 10-01"" (15% от стоимости перевозки, при том что аренда частных вагонов, по оценке участников рынка, в среднем в два раза дороже). Источник "Ъ" в ОАО РЖД сказал, что выполнить требования ФАС в настоящее время невозможно, и выразил надежду, что спор разрешится принятием решений в правительстве.
Министр транспорта Игорь Левитин вчера в рамках форума "Транспорт России" заявил, что в правительстве "готовится решение о возможности передачи вагонов от частных операторов в аренду РЖД". Тарифы и ставки аренды, по словам министра, будут разрабатываться Федеральной службой по тарифам (ФСТ), "чтобы эта работа была не убыточна для РЖД".


Газета "Коммерсант", 25 ноября 2011 г.


Возврат к списку