Вагончик не тронется

Вагончик не тронется КОММЕРСАНТ: Рост производства вагонов, неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках и загруженность Восточного полигона привели к рекордному количеству брошенных поездов. Число составов, временно оставленных диспетчерами ОАО РЖД без движения, достигло исторического максимума в 1800 поездов в сутки. Это уже сказывается на движении: срок оборота вагона вырос более чем на пять суток. Между тем выпуск вагонов продолжает расти, хотя уже в 2019 году размер парка приблизился к критическому. Производство вагонов упадет, говорят эксперты, лишь если государство не будет стимулировать их закупку.

Рельсы встали поперек пути

Рельсы встали поперек пути КОММЕРСАНТ: Перечень ускоренных работ на БАМе и Транссибе, который должен был быть представлен в правительство 1 февраля, до сих пор не согласован даже на уровне ОАО РЖД. Причина, по данным “Ъ”, в разногласиях по срокам исполнения: если сам список работ согласован и грузоотправителями, и блоком движения ОАО РЖД, и Минэнерго, то сроки не устраивают строительный блок монополии.

Железные дороги разгрузят от дивидендов

Железные дороги разгрузят от дивидендов КОММЕРСАНТ: Первый вице-премьер Андрей Белоусов готов в индивидуальном порядке решать вопрос о дивидендах курируемого им теперь ОАО РЖД, вопрос рассмотрят на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина. Финплан монополии сверстан из расчета отказа от дивидендов по обыкновенным акциям, но Минфин настаивает на 50% чистой прибыли по МСФО.

Железные дороги получат год на переход к управлению частными вагонами

05.12.2011

Правительство даст ОАО РЖД и Минтрансу еще год, чтобы урегулировать ситуацию с грузовыми перевозками. За это время предстоит создать новую технологию, по которой ОАО РЖД сможет эффективно работать с частными вагонами. Пока же правительство собирается вернуть на весь 2012 год вагоны Второй грузовой компании обратно в ОАО РЖД, а к весне определить случаи, когда сможет обязать операторов также отдавать свои вагоны в управление монополии.
На прошлой неделе вице-премьер Сергей Иванов собирал у себя представителей ОАО РЖД, Минтранса, Минэкономики и частных операторов вагонов для очередного обсуждения ситуации на железной дороге, рассказали "Ъ" два участника совещания. Рассматривался проект постановления правительства об условиях, на которых ОАО РЖД сможет привлекать частные вагоны. Основная цель документа - решить проблемы с организацией железнодорожных перевозок, о которых монополия и операторы активно говорят уже несколько месяцев. В ОАО РЖД полагают, что причиной пробок на железных дорогах стал именно вывод почти всех вагонов из инвентарного парка, то есть из-под прямого управления монополии.
Проект постановления, который имеется в распоряжении "Ъ", обязывает ОАО РЖД арендовать весь парк полувагонов (наиболее распространенный тип вагонов, используемый для перевозки угля, металлов и других грузов) у своей дочерней Второй грузовой компании. В проекте постановления указывается, что ОАО РЖД должно забрать эти вагоны (всего около 140 тыс. единиц) на срок до 31 декабря 2012 года для "обеспечения перевозок грузов". Однако, по всей видимости, мера не будет временной. Остальные пункты постановления направлены на то, чтобы профильные министерства и ведомства определили порядок, по которому ОАО РЖД будет привлекать вагоны операторов на постоянной основе. Федеральная служба по тарифам должна к 15 декабря определить тарифную формулу, по которой монополия будет предоставлять клиентам арендованный парк. Минтранс к 1 марта 2012 года должен представить в правительство "систему мониторинга ситуации с обеспечением грузовыми вагонами грузовладельцев и методику оценки эффективности использования парка вагонов", на основе которых Росжелдор начиная со второго квартала должен регулярно предоставлять соответствующий доклад в правительство. Данные нужны, чтобы на их основе принимать решения о привлечении ОАО РЖД частных вагонов; порядок и условия этих действий должны появиться также к началу весны, говорится в документе.
Детали того, в каких случаях ОАО РЖД сможет забирать частные вагоны, пока остается главным предметом обсуждения, говорит один из собеседников "Ъ", знакомых с ходом дискуссии. По его словам, определено лишь то, что вагоны будут изыматься специальными решениями правительства и только на определенный срок. В то же время правительство хочет включить в список "специальных" ситуаций случаи "массового невывоза грузов", а критерии этой ситуации очень растяжимы.
Другой собеседник "Ъ" утверждает, что главным положением постановления является поручение монополии, Минтрансу и Минэкономики совместно с некоммерческим партнерством операторов разработать новую технологию управления парком "в условиях множественности владельцев подвижного состава и отсутствия инвентарных вагонов". "ОАО РЖД должно научиться работать в новых условиях, а не просить вернуть все вагоны обратно в компанию", - уверяет собеседник "Ъ". Согласно проекту постановления, новая схема должна быть представлена в правительство и протестирована на сети до 1 января 2013 года.
Управляющий директор "Трансгаранта" (входит в группу Fesco) Алексей Гром считает, что риск экспроприации частных вагонов пока остается минимальным. "Основной риск сейчас связан с тем, что каждый участник процесса пытается решить вопрос напрямую у премьера, - поясняет топ-менеджер. - На этом этапе важно достичь компромиссов, которые устраивали бы и ОАО РЖД, и грузоотправителей, и операторов". При этом Алексей Гром не считает проблему с организацией перевозок надуманной, оценивая возможные потери операторов из-за сложностей на железных дорогах во втором полугодии 2011 года в 20- 30% от общей доходности на вагон.
Однако, например, глава агентства Infranews Алексей Безбородов считает, что система экстренного привлечения частных вагонов должна работать только в случаях "войны или наводнения". Эксперт уверен, что возможность управления ОАО РЖД частным парком приведет к тому, что монополия не приложит должных усилий к построению эффективной системы управления этими вагонами, в которые операторы за последние десять лет вложили более $15 млрд.


Газета "Коммерсант", 5 декабря 2011 г.


Возврат к списку