ОАО РЖД собирает ценные данные

ОАО РЖД собирает ценные данные Коммерсантъ: ОАО РЖД предлагает создать единую систему мониторинга ценообразования во всех звеньях транспортной цепочки и, в частности, просит регуляторно обязать операторов вагонов предоставлять ему информацию о ставках. Потребность в таком мониторинге монополия объясняет необходимостью обеспечить рентабельность поставок российских грузов на экспорт. Участники рынка против, указывая, что такую информацию уже собирает ФАС, которая также не поддерживает это предложение.

ОАО РЖД объезжает штрафы

ОАО РЖД объезжает штрафы Коммерсантъ: В Госдуме предлагают не штрафовать ОАО РЖД за просрочку доставки грузов. Там считают, что нужно поменять Устав железнодорожного транспорта так, чтобы монополия не несла ответственности за срыв сроков, если это произошло из-за военных действий, санкций или других обстоятельств. В ОАО РЖД отмечают, что уже столкнулись с повышенными затратами на пени из-за резкого роста спроса на перевозки по направлениям, альтернативным европейским. Но клиенты монополии подчеркивают, что и сами пострадали от санкций, но их никто от штрафов освобождать не собирается.

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления

Члены Союза операторов железнодорожного транспорта избрали новый состав органов управления ТАСС: Общим собранием членов Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) избраны новый состав президиума, его председатель и исполнительный директор, следует из сообщения Союза.

Сам себе конкурент

16.07.2015

Вчера на встрече Правительства с президентом Дмитрий Медведев запустил реформу, обсуждавшуюся несколько лет,— слияние Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Объединенный орган, руководить которым будет глава ФАС Игорь Артемьев, сосредоточит в себе конфликтующие задачи конкурентной и тарифной политики. ФСТ же, утратив самостоятельность, потеряет возможность отстаивать важность рыночной составляющей при формировании цен на услуги "Газпрома", "Россетей", РЖД, "Транснефти" и других госмонополий.

"Есть предложение влить снова Федеральную службу по тарифам в состав антимонопольного ведомства, которое работает вполне успешно",— заявил вчера премьер Дмитрий Медведев на встрече с президентом Владимиром Путиным. "Хорошо",— согласился глава государства. По предложению премьера, новое ведомство возглавит нынешний глава ФАС Игорь Артемьев.

Идея Минэкономики об усилении конкуренции на монопольных рынках обсуждалась в Правительстве в нескольких вариантах с 2012 года. Публичной дискуссия стала весной 2013-го, когда ФАС впервые заявила претензию на регулирование тарифной политики, что укладывалось в логику создания укрупненных экономических регуляторов (первым стал финансовый мегарегулятор). Инициировавший обсуждение поручением ИШ-7085 от 23 ноября 2012 года первый вице-премьер Игорь Шувалов передал обсуждение вариантов реформы в "Открытое правительство". Его эксперты насчитали 35 возможных развилок реформы, из которых самая крупная — выбор между тонкой настройкой старой модели, слиянием ФАС и ФСТ, созданием отраслевых регуляторов и превращением ФСТ в межотраслевой регулятор инфраструктуры. Позже дискуссия угасла, и лишь в апреле 2015 года в Белом доме вновь начались разговоры о слиянии служб, причем источники "Ъ" настаивали на том, что это "отголоски" прежних споров.

Актуальность темы, однако, постоянно поддерживала борьба ФАС и ФСТ за полномочия в отношении госмонополий. ФАС с 2005 года безуспешно пыталась прописать в законе о защите конкуренции полномочия по регулированию цен на их услуги, и жесткость руководства службы год от года возрастала: в интервью "Ъ" в 2014 году Игорь Артемьев назвал ФСТ "вечным и главным защитником монополистов". ФСТ, в свою очередь, готовила поправки к закону "О естественных монополиях" и связанным актам, отвоевывая полномочия в области конкурентной политики. Еще в ноябре 2014 года ведомства публично спорили об идее разрешить "Газпрому" делать скидки к тарифу ФСТ. Минэкономики видело в этом возможность снижения цен для потребителей, "Газпром" же, обязанный поставлять газ по регулируемым тарифам, уступал самый привлекательный сегмент внутреннего рынка — крупную промышленность — нерегулируемым НОВАТЭКу и "Роснефти". Однако ФСТ затянула подготовку проекта постановления о скидках до 1 сентября и внесла его с разногласиями и замечаниями со стороны Минэкономики и ФАС.

Отметим, что в докладе экспертного сообщества принятый вчера вариант слияния двух госорганов оценен относительно дешевым по затратам, но самым конфликтным по последствиям. В частности, объединенная ФАС-ФСТ наследует конфликт между необходимостью обеспечить прибыль госмонополий, приемлемые тарифы для потребителей и конкурентную среду и не заинтересована в координации развития инфраструктуры.

Опрошенные "Ъ" аналитики пока не уверены в оценках принятого вчера решения. "Будет необходимо вносить изменения в законодательство. Может измениться сама концепция деятельности органов регулирования, насколько — сейчас сказать сложно",— отмечает Илья Долматов, глава Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики. По его словам, есть риск, что объединение ФАС и ФСТ окажется бюрократизированной структурой, не ясно и как преобразится структура региональных органов тарифного регулирования. Глава Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян сказал "Ъ", что надеется "на рост прозрачности региональных тарифов", но также не рискнул предположить, войдут ли представители "федеральной вертикали ФАС" в региональные энергетические комиссии, или конструкция будет иной.

"Идею с объединением ведомств на базе ФАС стали продвигать, когда предприниматели донесли до президента объективную информацию о деятельности антимонопольного органа: число дел на два порядка превышает показатели любой другой страны, малый бизнес стал основным объектом преследования. При этом все крупные слияния ФАС согласовала, посодействовав монополизации экономики",— возмущается в беседе с "Ъ" эксперт "Деловой России" Алексей Ульянов. По его оценке, объединение ФАС и ФСТ сродни объединению московских школ — "когда лучшие по рейтингу школы сливаются с худшими на базе и при сохранении руководства последних". "Это решение свидетельствует об игнорировании властью мнения общественности, экспертов и даже собственных министерств",— отмечает господин Ульянов.

Учитывая же, что, по мнению экспертов, из предложенных вариантов слияние ФАС и ФСТ будет в наименьшей степени способствовать формированию конкурентной среды на монопольных рынках, можно предположить, что это событие скорее является аппаратной победой Игоря Артемьева. Предыдущей такой победой было пока неформальное согласие правительства на допуск ФАС к контролю закупочной деятельности госкомпаний (см. "Ъ" от 15 июля) — особенно учитывая, что новый орган под управлением господина Артемьева и будет заниматься как раз пересечением понятий "госкомпания" и "госмонополия".

http://www.kommersant.ru/doc/2768788


Возврат к списку