Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

До 2030 года нужно обеспечить закупку 395 тыс. новых грузовых вагонов

РЖД-ПАРТНЕР: Обновление парка грузовых вагонов до 2030 года должно быть обеспечено в объеме 395 тыс. единиц, сообщил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов. По его словам, в компании провели анализ суммарного выбытия вагонного парка в перспективе до 2030 года.

До 2025 года по истечению срока службы будет списано 241 тыс. вагонов. А в период с 2025 по 2030 год выбудет еще 153,6 тыс. вагонов. М. Сапетов отметил, что для обеспечения бесперебойной перевозки грузов до 2030 года необходимо обеспечить закупку грузовых вагонов в объеме 395 тыс. единиц.

Для ОАО РЖД придумывают новый тариф

КОММЕРСАНТ: Владельцы вагонов опасаются роста своих расходов

Как выяснил " Ъ", комитет Госдумы по транспорту одобрил поправки к уставу железнодорожного транспорта, которые, как считают на рынке, могут создать дополнительный источник доходов для ОАО РЖД. Речь идет о том, что операторы должны будут отдельно оплачивать отцепку и транспортировку вагонов в ремонт. Операторы опасаются, что ОАО РЖД, которое само принимает решение об отцепке и решает, кто виноват, будет перекладывать все расходы на владельцев вагонов.

До конца года планируется списать почти 8 тыс. вагонов

РЖД-ПАРТНЕР: Еще 8 тыс. грузовых вагонов планируется списать до конца года, об этом в рамках конференции, организованной газетой "Гудок", сообщил начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов.

Он напомнил, что по состоянию на 1 августа 2017 года общий парк составляет около 1,07 млн вагонов. "За 8 месяцев текущего года у вагоностроительных предприятий было приобретено и зарегистрировано 34,9 тыс. вагонов. За этот же период по сроку службы выбыло 35,7 тыс. вагонов. До конца года, согласно данным ГВЦ ОАО "РЖД", выбытию подлежат еще почти 8 тыс. вагонов", – пояснил он. Закупка нового подвижного состава, по его словам, также запланирована на уровне порядка 8 тыс. единиц, это позволит сохранить баланс.

Стабильный доход

07.12.2011

Тенденция на увеличение объёмов добычи и вывоза за рубеж сохранится. А так как почти весь объём транспортируется до портов по железной дороге, то можно ожидать увеличения доходов РЖД. При этом рост тарифов не отпугнёт грузоотправителей, считают участники рынка.
По данным Минэнерго, добыча угля в январе - октябре 2011 года выросла на 3,7% - до 271,73 млн. тонн, из которых было поставлено на экспорт 249,47 млн. тонн. Прогноз добычи угля на 2011 год составляет 350 млн. тонн.
"Судя по приведенным Минэнерго данным, всего 22,2 млн. тонн угля (8,2% от всего произведенного в стране) было реализовано, а следовательно, перевезено в пределах России. Остальные 91,8% были вывезены за пределы государства. Это неудивительно, и такая тенденция продолжается из года в год с небольшими изменениями. Уголь - ценный энергоресурс для зарубежных потребителей, и экспортная цена его гораздо выше, чем внутри страны.
Это выгодно холдингам-производителям", - говорит эксперт УК "СОЛИД Менеджмент" Андрей Левшин.
По прогнозам аналитика, экспортными центрами для российского угля в будущем останутся развивающиеся страны Азии, Индия, а самым главным потребителем - Китай.
"Уголь - самый дешевый энергоисточник, и если учитывать, что реальных запасов газа на планете осталось на 67 лет, нефти и того меньше - на 41 год, то уголь станет прекрасной альтернативой: его запасов хватит на 270 лет. А если вспомнить, что Россия входит в число стран, которым принадлежат самые большие объемы запасов угля, то у нашего экспорта есть все шансы вырасти", - констатирует господин Левшин.
По данным РЖД, объем погрузки угля за 2010/11 маркетинговый год составил 243,6 млн тонн.
"Это означает, что практически весь уголь транспортируется по железной дороге. Экспорт угля в значительной степени осуществляется из портов, но туда он доставляется по "железке". В части перевозки угля были проблемы в августе-сентябре, что связано с низкой эффективностью использования инфраструктуры. В октябре рост объемов транспортировки наблюдался на фоне сезонных факторов и увеличения запасов в преддверии зимнего сезона", - считает начальник аналитического отдела "ТКБ Капитал" Мария Кальварская.
По ее словам, альтернативы железнодорожному транспорту пока нет. "Частично экспорт в дальние страны может переключаться на морской транспорт, но относительные изменения пока не столь значительные", - говорит госпожа Кальварская.
По прогнозам Андрея Левшина, сильного массового скачка добычи угля в 2012 году не ожидается. Возможен небольшой рост внутренних перевозок - до 10% - и сохранение экспорта на нынешнем уровне.
"Положительно на экспорте скажутся холодный сезон и ситуация в Японии. Страна восходящего солнца, так сильно пострадавшая после цунами и землетрясений, произошедших весной 2011 года, приостановила эксплуатацию АЭС, а дефицит энергии будет компенсироваться как раз использованием угольных ТЭЦ", - добавляет Вячеслав Орский из LoginFX.
Что касается одной из главных головных болей всех российских грузоотправителей - тарифов РЖД, то, по мнению Марии Кальварской, их изменение при текущих ценах на уголь не будет столь ощутимым для экспортеров.
Господин Орский напоминает, что в последнее время были разговоры о повышении тарифов на экспорт угля, в частности, по Транссибу на 30%, а РЖД - на 1,3%.
Данная идея предполагала введение инвестиционной составляющей для привлечения средств на модернизацию отдельных участков Транссибирской магистрали.
"Однако предложение на текущий момент отклонено Минэкономразвития, поскольку согласован план по тарифам: согласно полученной нами ранее информации, есть намерения повысить тарифы на 5%", - говорит аналитик, отмечая, что в России работает около 2 тыс. операторов подвижного состава, 10% из которых согласились на временное снижение тарифов на перевозки некоторых марок угля.
Тем временем внутренние перевозки даже небольшого в сравнении с экспортным объема угля сталкиваются с определенными сложностями. Это касается прежде всего тех регионов, где доставка комбинируется: сначала по железной дороге, так как основное производство сосредоточено в глубине страны, а потом морским путем.
"К примеру, на Камчатку, где жилищно-коммунальное хозяйство целиком и полностью зависит от угля, его доставляют вагонами до порта, а потом идет погрузка.
Но железная дорога в Приморье сильно загружена, и перевалочных мощностей, как правило, недостаточно", - рассказывает господин Левшин.
Аналитик привел историю с группой компаний "Транзит-ДВ": она должна была поставить летом 90 тыс. тонн угля в Камчатский край. Это без малого 325 вагонов, которые именно из-за загруженности РЖД и портовых перевалочных мощностей на материке задержали более чем на пять суток отправку на Камчатку грузового судна. "К слову, простой в порту судна обходится в 500 тыс. руб. убытка компании перевозчику, при этом в договорах между РЖД и грузополучателем предусматривается отставание от сроков только до пяти дней простоя. В этом же случае, который не единичный, простой был более шести дней. При этом на конечном пункте также пришлось все переигрывать", - отметил эксперт. Между тем Федеральная служба по тарифам продлила действие льготного тарифа на перевозку угля железнодорожным транспортом для нужд теплоэнергоснабжения Камчатского края. До 31 декабря 2011 года при перевозке каменного угля на расстояние, не превышающее 5000 км, будет действовать коэффициент 0,95.


Газета "Гудок", 7 декабря 2011 г.


Возврат к списку