Вагонам стало не прикольно

Вагонам стало не прикольно КОММЕРСАНТ: Операторы ищут способы поставить большой массив лишних вагонов «на прикол» на приемлемых условиях и надолго. «Одна из идей, которые мы будем более подробно обсуждать с коллегами из ОАО РЖД,— введение дифференцированной платы за отстой на путях общего пользования по принципу, схожему с принципами "Московского паркинга",— рассказал на конференции "PRO//Движение.1520" исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин.

Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Рига готовится к рельсовой войне

14.08.2015

Латвийские официальные лица опасаются, что РФ на два месяца прекратит транзит угля и минудобрений через Рижский порт, мотивируя это ремонтом путей. В Латвии не исключают, что это реакция на арест близкого к ОАО РЖД главы Латвийской железной дороги Угиса Магониса. В российской монополии говорят, что грузы в Латвию идут нормально и масштабных ремонтов не предвидится, но железнодорожные операторы уже готовятся к проблемам. Тем более что отношения России с соседними странами богаты примерами длительных ремонтов инфраструктуры, совпадавших по срокам с коммерческими или политическими конфликтами.

Вчера министр сообщений Латвии Анрийс Матисс сообщил, что Россия, по неофициальным данным, собирается прекратить транзитную отправку угля и минудобрений через Рижский порт. Он подчеркнул, что информация непроверенная. Но вице-мэр Риги и предправления порта Андрис Америкс сообщил Латвийскому телевидению, что порт получил аналогичную информацию. По его оценке, от перевалки угля Латвия получает около €10 с тонны, прекращение транзита выразится в убытке в €130- 140 млн. А и. о. предправления Latvijas dzelzcels (Латвийской железной дороги) Айварс Стракшас заявил уже о том, что компания получила "официальную информацию со стороны России о том, что в связи с плохим состоянием железнодорожных путей по направлению в Латвию в течение двух месяцев будут вестись ремонтные работы". По его словам, о месте повреждения не сообщалось, а запрет на перевозку вступит в силу через десять дней.

РФ не подтвердила информацию о прекращении транзита, заявили BNS в аппарате премьера Латвии Лаймдоты Страуюмы. В ОАО РЖД говорят лишь, что "осуществляют перевозки грузов в сообщении с Латвией в плановом режиме - в соответствии c заявками грузоотправителей, согласованными латвийской стороной", ограничений нет. В монополии "Ъ" пояснили, что некие сезонные ремонтные работы ведутся, но они не влияют на грузопоток.

Основной объем российских грузов на Латвию в июле шел через ФГК (около трети), "Уралхимтранс", "УВЗ-Логистик", Первую грузовую компанию (ПГК), "Новотранс" и "Балттранссервис", говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Уголь через Ригу вывозят MIRTrade (трейдер "Сибирского делового союза" - СДС), Carbo One (трейдер "Кузбассразрезугля" - КРУ), СУЭК и "Сибирский антрацит", говорит другой собеседник "Ъ".

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что наибольший объем перевалки (45,7%) в Рижском порту приходится на СДС - 4,4 млн тонн за январь - июль, на втором месте КРУ (21,8%, 2,1 млн тонн), а также "Уралхим" (1,16 млн тонн). Но если у угольщиков есть пространство для маневра, то у "Уралхима", совсем недавно построившего в Риге терминал, положение незавидное, замечает эксперт. Угольные компании и "Уралхим" от комментариев отказались.

Но железнодорожных операторов ситуация тревожит. Источники "Ъ" в отрасли либо ожидают со дня на день закрытия грузооборота, либо уверяют, что уже начались проблемы. Так, говорит один из них, в ряде случаев прекратилась "заадресация" вагонов (принятие заявки на отправку вагона на определенную станцию), закрыт въезд на припортовую станцию, вагоны скапливаются на станциях в Латвии. Другой собеседник "Ъ" говорит, что запрета только ждут. В ФГК от комментариев отказались, в ПГК говорят, что пока никаких аномалий нет. Потеря этого направления невыгодна для российских компаний, отмечает Михаил Бурмистров.

Источники "Ъ", близкие к ситуации, полагают, что она связана с политикой. Об этом говорил вчера и Анрийс Матисс: чиновник предположил, что в данном случае это может быть связано с недавним арестом в Латвии экс-председателя правления Latvijas dzelzcels Угиса Магониса, активно работавшего с ОАО РЖД. Господина Магониса подозревают в получении взятки от эстонского поставщика, продавшего компании четыре локомотива.
Инфраструктурные компании с диспетчерскими полномочиями обладают массой технических возможностей нарушить товарные потоки. Официально в использовании инфраструктуры в качестве инструмента давления на соседей никто не признается, но, например, длительные ремонты часто происходят в то же время, что и коммерческие или политические конфликты. Так, после того, как Литва продала ранее принадлежавший ЮКОСу Мажейкяйский НПЗ польской PKN Orlen, а не российским претендентам, в июле 2006 года на участке Унеча - Полоцк нефтепровода "Дружба" произошла авария, прокачку остановили на несколько месяцев, а в 2007 году выяснилось, что возобновить ее можно только после полной замены труб. Тогда Литва грозила вывести в ремонт железнодорожную ветку, соединяющую Россию с Калининградом. В 2010 году Москва и Минск не договорились о цене на электроэнергию, и Белоруссия на длительный срок "вывела в ремонт" основную транзитную ЛЭП 750 кВ, по которой шли поставки в Литву и Калининградскую область. А уже в 2014 году блэкаут в Крыму был вызван совпадением плановых ремонтов и аварий на украинских ЛЭП.

А в случае с ОАО РЖД, по словам собеседника "Ъ" в отрасли, остановить грузопотоки в Латвию можно как официально, так и неофициально - через "логический запрет" приемки грузов в логистической системе ЭТРАН. Его вводят, например, когда порт перегружен: система не реагирует на попытку подать вагоны под погрузку. По неофициальным данным, именно так в ноябре 2014 года были остановлены поставки российского угля на Украину.

http://www.kommersant.ru/doc/2787840


Возврат к списку