Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

Тарифная монополия ФАС

25.08.2015

Минэкономразвития просит у правительства право накладывать вето на принимаемые Федеральной антимонопольной службой (ФАС) тарифные решения. Письмо с такой идеей направил на прошлой неделе министр экономического развития Алексей Улюкаев премьер-министру Дмитрию Медведеву (копия есть у «Ведомостей»). Представитель министерства подтвердил, что такой документ направлен премьеру.

В правительстве вопросы тарифного регулирования будут обсуждаться на следующей неделе, знает федеральный чиновник, решения пока нет. ФАС в курсе инициативы Минэкономразвития, сказал представитель службы, вопрос по работе коллегиального органа на данный момент изучается.
Избыток полномочий ФАС, к которой перешли полномочия службы по тарифам (ФСТ), может привести к снижению эффективности тарифных решений, предупреждает Улюкаев, все регуляторные функции будут сосредоточены в одних руках. Он хочет разделить функции по формированию тарифов, а тарифное регулирование инфраструктурных компаний передать Минэкономразвития. Контроль за решениями новой объединенной службы Улюкаев предлагает передать независимому от ФАС органу. ФАС всегда отстаивала принципы более прозрачного формирования тарифов, не согласен сотрудник ФАС: если ФСТ выступала лоббистом корпораций, то ФАС традиционно была оппонентом.

Минэкономразвития и раньше участвовало в тарифном регулировании, устанавливая сценарные условия и индексы, которыми руководствовалась ФСТ при определении тарифов, напоминает директор Центра экономики естественных монополий РАНХиГС Сергей Репетюк. Еще до принятия решения о слиянии ФАС и ФСТ Улюкаев заявлял, что полномочия Минэкономразвития в сфере регулирования естественных монополий нужно усилить. Минэкономразвития предлагало ликвидировать ФСТ, вывести регуляторные функции из компетенции отраслевых министерств, а за ФАС оставить только антимонопольный контроль, контроль за закупками госмонополий и развитие конкуренции в отраслях.

Госмонополии должны наращивать не только инвестиции, но и эффективность производства, снижать затраты, что притормозит инфляцию, пишет Улюкаев. По данным Минэкономразвития, с 2008 г. тарифы на железнодорожном транспорте выросли на 92%, в энергетике – на 109–127% (в зависимости от категории потребителей), на рынке газа – на 178–211%. В отдельных отраслях промышленности расходы на товары и услуги инфраструктурных компаний составляют более 20% от цены их продукции. В 2014 г. тарифы монополий были заморожены, в этом году тарифы на грузовые и пассажирские перевозки РЖД индексируются на 10%, на электроэнергию с 1 июля 2015 г. тарифы выросли на 8,5%, коммунальные услуги подорожали на 8,7%. Индексация тарифов на коммунальные услуги в июле внесла в инфляцию 0,5 п. п., за годовой период инфляция повысится из-за этого на 0,1–0,2 п. п.

В 2016 г. эффекты от девальвации и продуктовых контрсанкций будут снижаться и влияние роста тарифов может стать более значительным, отмечают аналитики «Сбербанк CIB». На совещании в конце апреля у Медведева было решено повысить тарифы на 2016 г. на газ для промышленности на 7,5%, для населения – на 8,5%, на тепловую энергию – на 7,5–10%, на электроэнергию – на 7,5–11%, а на железнодорожные перевозки – на 7,5–11%.

После объединения ФАС и ФСТ действительно исчезает элемент внутреннего соревнования, а важнейшие вопросы решаются только коллегией ФАС, согласен с Минэкономразвития старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков, ведомство не может само себя контролировать. Идея внешнего контроля за объединенным регулятором верная, считает он. Но использование вето в тарифном регулировании создает риски, полагает Репетюк: усложнится механизм формирования тарифов, а монополиям и потребителям нужна определенность.

http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/08/25/606086-tarifnaya-monopoliya-fas


Возврат к списку