Железные дороги ищут гаранта

Железные дороги ищут гаранта КОММЕРСАНТ: Минтранс предложил Кузбассу выработать механизм солидарной ответственности угольщиков за выполнение условий потенциальной «сделки» с ОАО РЖД. Речь идет о том, что компании предъявят к погрузке на запад более 51 млн тонн угля во втором полугодии в обмен на скидку к тарифу. По данным “Ъ”, такой механизм могут ввести и для Хакасии.

Транзит «санкционных» товаров через Россию пока не работает

Транзит «санкционных» товаров через Россию пока не работает ГУДОК: С 1 июля официально указом президента разрешены транзитные перевозки «санкционных» товаров через Россию в третьи страны. Обязательным условием таких перевозок является оснащение транспортного средства электронными навигационными пломбами. Однако движение грузов пока не началось. Президентский указ не исполняется из-за отсутствия правительственного постановления о системе мониторинга грузов.

ФАС грозит вагонной распродажей

ФАС грозит вагонной распродажей КОММЕРСАНТ: Служба требует от ОАО РЖД продать ФГК.
ФАС предложила вывести ОАО РЖД с рынка предоставления вагонов, приватизировав подконтрольную монополии Федеральную грузовую компанию (ФГК). Служба предлагает распродать парк ФГК мелкими лотами по 5-10 тыс. единиц.

Вперёд

19.12.2011

Активное обсуждение предложения по привлечению приватного парка в аренду ОАО "РЖД" на особых тарифных условиях сопровождается спором о том, следует считать эту новацию шагом назад или нет. Вопрос не праздный, поскольку речь может идти как о некоей пожарной мере, так и о корректировке Целевой модели рынка грузовых перевозок.
В этой связи важно понимать, что суть рассматриваемого решения состоит в либерализации вагонной составляющей тарифа на перевозку в парке перевозчика, поскольку ставка будет формироваться с учётом рыночных реалий. В результате ОАО "РЖД" сможет оперировать такими вагонами и технологически рационально, и безубыточно. При этом конкуренция на операторском рынке не даст ценам расти выше справедливого уровня.
То есть с точки зрения формирования полноценного рынка в сегменте предоставления подвижного состава будет преодолён тот архаизм в виде прейскурантных ставок, который сдерживал и искажал работу экономических механизмов, порождая дефицит и рост цен у операторов. Следует ли в итоге такую меру называть шагом назад? Нет, наоборот, если говорить о контексте общего направления реформирования, то дерегулирование вагонной составляющей является шагом как раз вперёд, причём очень запоздалым. Сегодня большинство экспертов совершенно убеждены в том, что если бы к либерализации тарифов в конкурентных сегментах грузовых перевозок приступили несколько лет назад (как это и предписывала Программа реформы), то произошедших в последнее время эксцессов с управлением вагонами просто не было бы. И, главное, выделять весь инвентарный парк в дочерние компании тоже не было бы никакой необходимости.
Другое дело, хоть ныне и предлагается дерегулировать вагонную составляющую для парка перевозчика, но всё-таки в сильно усечённом варианте. Между тем мировая практика давно показала, что административное ограничение цены на рынке порождает лишь дефицит, диспропорции и рост цен на ту же услугу в нерегулируемых сегментах.
Но, видимо, этот этап нам придётся также пройти на практике, прежде чем скорректировать Целевую модель под действительно работающую схему, где бы цена в конкурентных сегментах была свободной и ограничивалась именно конкуренцией, а перевозчик мог иметь столько вагонов, сколько ему нужно для нормальной работы.


Газета "Гудок", 19 декабря 2011 г.


Возврат к списку