БАМ выезжает на угле

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обещает побить рекорды по его экспорту на восток

Как выяснил “Ъ”, на заседание президентской комиссии по ТЭКу в конце августа будет вынесено еще более масштабное увеличение экспорта угля на восток, чем ранее: вместо 180 млн тонн к 2025 году говорится о 195 млн т, есть предложения и о 240 млн т. Для финансирования развития железных дорог под эти объемы ОАО РЖД могут дать право оставить у себя чистую прибыль, дивиденды монополия будет платить лишь по привилегированным акциям. Но, по мнению аналитиков, с наращиванием мощностей под экспорт угля на восток можно просчитаться.

Вагоны меняют хозяина

ГУДОК: ОВК планирует сосредоточиться на производстве новых вагонов

Лизинговая компания «Рейл1520» (входит в НПК «Объединённая вагонная компания», ОВК) передаёт АО «Газпромбанк Лизинг» по схеме возвратного лизинга 11 725 грузовых вагонов сроком на 10 лет. Стоимость парка оценивается в 27,5 млрд руб., по окончании сделки оператор сможет его выкупить по минимальной цене.

Общим парком с новыми стимулами

19.12.2011

Необходимо продолжить формирование эффективных технологий управления на "пространстве 1520"
Много внимания уделяется решению проблемы дефицита вагонов под погрузку. Причём ни у кого уже не вызывает сомнения тот факт, что дефицит этот не физический, а технологический.
Технология регулировки и управления единым парком вагонов сегодня нарушена, достойной альтернативы пока не внедрено, каждый собственник управляет грузовыми вагонами по принципу извлечения максимальной доходности, выбирая для себя наиболее выгодные или удобные отправки и не принимая во внимание интересы других участников процесса перевозки грузов и отрасли в целом.
Усугубляется проблема тем, что она актуальна не только для России, но и для "пространства 1520" в целом. Разбалансировка системы управления грузовыми вагонами обострила проблему дефицита грузовых вагонов не только для перевозок внутри РФ, но и для межгосударственных перевозок, привела к увеличению порожнего пробега, непроизводительного простоя грузовых вагонов и связанных с этим издержек.
В качестве одной из мер по решению указанных проблем было разработано и утверждено 29 октября 2011 года в Ереване на 55-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества "Соглашение о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов (ЕСУПГВ)".
Таким образом, наряду с инвентарным парком принадлежности железнодорожных администраций и собственными вагонами на "пространстве 1520" создаётся третий парк - парк ЕСУПГВ, в который для эффективного использования грузовых вагонов различных форм собственности на взаимовыгодных условиях могут быть переданы как инвентарные вагоны, так и вагоны иных форм собственности.
В процессе создания документа была проделана большая работа по согласованию содержания и формулировок соглашения со всеми государствами, участвующими в работе совета. При этом выработано и заложено в соглашение консолидированное мнение о сроке передачи вагонов в парк ЕСУПГВ (они могут передаваться на срок не менее одного года), порядке технического обслуживания и ремонта вагонов (техническое обслуживание и текущий отцепочный ремонт осуществляются железнодорожной администрацией, использующей вагон, а плановые виды ремонта - собственником) и т.д.
Вместе с тем для полной реализации проекта ещё требуется решить ряд задач. Одной из них является выработка принципов определения ставок платы за использование собственных вагонов в общем парке, причём эти ставки должны быть приближены к рыночным для того, чтобы заинтересовать собственника вагонов в их передаче в парк ЕСУПГВ. Кроме этого, реализация соглашения потребует изменений и дополнений в некоторые действующие нормативные документы, корректировки программного обеспечения, разработки регламента передачи грузовых вагонов железнодорожных администраций и других собственников в парк ЕСУПГВ и изъятия из него.
Нужно признать, что подписание соглашения о ЕСУПГВ является важным, но лишь начальным шагом на пути к решению проблемы дефицита вагонов на "пространстве 1520". Необходимо как можно быстрее решить все актуальные задачи и проверить на практике работоспособность идей и механизмов, заложенных в соглашении. В противном случае, если не заработают экономические стимулы для консолидации вагонов различных форм собственности в ЕСУПГВ, ситуация с неэффективным и нерациональным управлением вагонами в рамках "пространства 1520" может приблизиться к критической, и не исключено применение административных мер обеспечения гарантированной подачи вагонов под погрузку в межгосударственном сообщении.


Газета "Гудок", 19 декабря 2011 г.


Возврат к списку