Важнейшим фактором сотрудничества с оператором является стоимость услуг

03.09.2015

Нестабильная экономическая ситуация, введение экономических санкций в отношении России и падение цен на нефть привели к росту неопределённости, сокращению доходов и резкому ухудшению бизнес-стабильности. О том, какое влияние на операторский рынок оказала негативная макроэкономическая ситуация 2014-2015 годов, Gudok.ru рассказывает начальник департамента маркетинга и тарифной политики московского представительства АО «Федеральная грузовая компания» Александр Метёлкин.

Макроэкономическая ситуация РФ характеризуется ослаблением внутреннего и внешнего спроса и ухудшением перспектив роста в текущем году. Эксперты по экономике отказываются от сдержанных прогнозов в пользу пессимистических. Считается, что российская экономика уже вступила в продолжительную рецессию и восстановительного роста придется ждать еще долго.

Положение дел на рынке железнодорожных перевозок во многом определяется общим состоянием российской экономики и влиянием внешнеэкономических факторов. Сокращение объёмов промышленного производства, снижение инвестиционной и покупательской активности обусловили продолжительный негативный тренд и на рынке железнодорожных перевозок. Тенденции сокращения объёмов перевозок грузов, наблюдавшиеся в 2014 году, продолжились и в 2015. По данным за январь-июль 2015 года относительно аналогичного периода прошлого года, снижение объёма перевозок по сети составило 3,9%.

Ослабление национальной валюты позволило металлургическим компаниям увереннее чувствовать себя на мировых рынках, так как в себестоимости продукции преобладает рублевая составляющая. Так, за 7 месяцев текущего года экспортные отправки черных металлов увеличились на 9,6% в годовом выражении. При этом спрос со стороны российских компаний на металлургическую продукцию внутри страны продолжает находиться на низком уровне в свете сокращения объемов промышленного производства и строительства. За январь-июль 2015 года внутренние перевозки металлургической продукции по сети сократились на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В железорудной отрасли ослабление курса рубля несколько смягчило эффект от падения мировых сырьевых котировок. Но значительная часть транспортной составляющей цены российской руды не позволяет в достаточной мере конкурировать с основными странами-импортерами, а объёмы перевозки в адрес российских металлургических комбинатов напрямую зависят от изменения спроса на их продукцию.

Структура грузопотока угольной продукции претерпела изменения. Так, за семь месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года внутренние перевозки по сети РЖД увеличились на 8,1%, а экспортные снизились на 2,5%. Ослабление рубля в конце прошлого года способствовало увеличению экспорта и выхода российских поставщиков угля на новые рынки. Однако сформировавшийся профицит угольной продукции на мировом рынке и снижение его цен привело к уменьшению экспортных поставок.

Резкое снижение цен на нефть и ограничения по привлечению зарубежного финансирования вынудило ряд нефтяных компаний сократить инвестиционные планы и пересмотреть проекты на 2015 год, что уже привело к сокращению их планов по выпуску нефтепродуктов.

В строительной индустрии России зафиксирован существенный спад, обусловленный сокращением объемов жилищного и инфраструктурного строительства в связи с экономическим кризисом. По итогам 7 месяцев железнодорожные перевозки строительной продукции сократились на 16% в годовом выражении. В 2015 году Росавтодор планирует урезать финансирование дорожного строительства на 28% в рамках общего сокращения затрат федерального бюджета. В связи с этим реализация новых дорожных проектов в текущем году не начнётся, а ранее запущенные стройки могут частично заморозить. Что касается жилищного строительства, то в текущем году может произойти его сокращение. Чемпионат мира по футболу, развитие транспортной инфраструктуры и реконструкция БАМа на данный момент являются единственными катализаторами спроса на строительные грузы.

В условиях экономической нестабильности потребительское поведение также претерпело некоторые изменения. Маркетологи ФГК провели исследование по оценке показателей лояльности клиентов, в ходе которого опрошено около 200 компаний-клиентов. По его результатам, самым важным фактором сотрудничества является стоимость услуг. Причём, по сравнению с предыдущими годами важность данного фактора подчеркнуло абсолютное большинство компаний. Также у клиентов возросли требования, предъявляемые к качеству предоставляемого подвижного состава, и увеличилась значимость таких факторов работы, как своевременная уборка вагонов после выгрузки и соблюдение графика подачи вагонов. В условиях значительного снижения объёмов сбыта и повышения уровня цен на товары и услуги для компаний, в особенности для мелких и средних пользователей железнодорожного транспорта, становится актуальной возможность отсрочки платежей.

Учитывая сложившуюся рыночную ситуацию и принимая во внимание указанные изменения в потребностях и запросах клиентов, ФГК продолжит работу по повышению уровня клиентоориентированности и совершенствованию уже существующего взаимодействия компании и потребителей.

http://www.gudok.ru/freighttrans/?ID=1302952


Возврат к списку