Совет потребителей РЖД разработал предложения по Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года

04.09.2015

Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД разработал комплекс предложений по Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года. Предложения были в целом одобрены экспертами в ходе заседания Совета потребителей 3 сентября. Напомним, что соответствующее поручение разработать и представить предложения по Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок, а также по формированию организационной модели функционирования пассажирского комплекса было дано Минэкономразвития России, Минтрансу России, Министру РФ Михаилу Абызову, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, ОАО «РЖД» и Советом потребителей РЖД на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожной транспорта в июне текущего года.

«Действующая система грузового железнодорожного транспорта не позволяет обеспечить долговременное устойчивое развитие отрасли, повышение качества услуг по перевозкам грузов, снижение транспортных издержек, - отметил в ходе заседания председатель Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» Сергей Мальцев. – Кроме того, одной из актуальных проблем является необходимость обеспечения экономии и повышения эффективности использования средств федерального бюджета».

Достижение целей экономии и повышения эффективности использования бюджетных средств положено в основу подготовленных Советом потребителей предложений по Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года и основных этапов ее формирования.  

По мнению членов Совета потребителей, для достижения обозначенных ориентиров необходимо оптимизировать господдержку ОАО «РЖД», направив ее только на содержание и развитие инфраструктуры, в том числе за счет выведения перевозочной деятельности на самоокупаемость. Также необходимо сформировать механизм, гарантирующий прозрачность и эффективность использования бюджетных средств, создать условия для снижения темпов роста тарифов на перевозки грузов, повысить уровень технологичности работы железнодорожного транспорта и создать условия для привлечения частных инвестиций в отрасль.

Формирование новой структуры рынка грузовых железнодорожных перевозок предполагается осуществлять в два этапа. Для каждого из этапов определяются ключевые мероприятия и условия их реализации, по итогам каждого из этапов достигается целевое состояние рынка.

На первом этапе (2016-2017 годы), согласно предложениям Совета потребителей, предполагается создание конкурентного рынка перевозок и разработка долгосрочных параметров сетевого контракта на обеспечение пропускных способностей (услуг) инфраструктуры. В результате реализации первого этапа планируется достичь повышения технологичности работы железнодорожного транспорта, вовлечения частных инвесторов в процесс обновления локомотивного парка, развития конкуренции между независимыми перевозчиками и дочерними обществами ОАО «РЖД», действующими в равных экономических и тарифных условиях.

Сергей Мальцев назвал ряд существенных условий для выполнения обозначенных мероприятий. Среди них - реализация решений по долгосрочному тарифному регулированию и создание условий для частных инвестиций в грузовые перевозки. Планируется, что к 2018 году РЖД будет осуществлять около 80% перевозок, а 3-5 перевозчиков, включая дочерние общества РЖД – конкурирующего перевозчика, - 20%.

На втором этапе (2018-2020 годы), согласно предложениям Совета потребителей по вопросу деятельности РЖД, предлагается разделение инфраструктурной и перевозочной деятельности (ОАО «РЖД» - инфраструктура, дочернее общество ОАО «РЖД» - гарантирующий перевозчик), а также заключение сетевого контракта в соответствии с долгосрочными параметрами для оптимизации взаимодействия государства и РЖД в качестве инфраструктурной компании.

«На этом этапе необходимо обеспечить совершенствование тарифной системы в целях установления тарифов на услуги инфраструктуры на экономически обоснованном уровне, а также заключение сетевого контракта между государством и РЖД на гарантированное предоставление определенного объема пропускных способностей (услуг) инфраструктуры на всей сети», - пояснил Сергей Мальцев.

В результате реализации второго этапа, согласно предложениям Совета потребителей, развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта будет финансироваться за счет средств федерального бюджета исключительно в рамках госпрограмм, а финансирование содержания и эксплуатации инфраструктуры РЖД будет обеспечиваться в достаточном объеме на рентабельных участках за счет тарифа за услуги инфраструктуры, взимаемого с перевозчиков, а на убыточных участках - за счет тарифа на услуги инфраструктуры и платы по сетевому контракту. Кроме того, отрасль получит следующие эффекты: стабильные и прогнозируемые частные инвестиции в закупку локомотивов и вагонов, ценовую конкуренцию перевозчиков за грузоотправителей, рыночный механизм ограничения роста себестоимости перевозки, самоокупаемость перевозочной деятельности.

Стоит отметить, что в процессе разработки и согласования данные предложения по Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года вызвали среди членов Совета потребителей целый ряд дискуссий. Эти предложения являются концептуальной основой для дальнейшей работы над Целевой моделью и другими основополагающими отраслевыми документами. В то же время, по мнению большинства членов Совета потребителей, в результате их реализации к 2020 году могут быть достигнуты следующие эффекты: 

- сбалансированная долгосрочная модель работы отрасли;

- создание экономических условий для притока частных инвестиций в инфраструктуру;

- повышение прозрачности деятельности естественной монополии (ОАО «РЖД»);

- оптимизация бюджетных инвестиций. 

Грузовладельцы, в свою очередь, получат возможность планирования транспортных затрат на базе долгосрочного тарифного регулирования инфраструктуры и гарантирующего перевозчика, снижение транспортных затрат за счет ценовой конкуренции перевозчиков, снижение темпов индексации тарифов и сетевого контракта, гарантированное получение комплексной услуги по перевозке, включая предоставление вагона, повышение уровня клиентоориентированности отрасли. Для РЖД будут достигнуты следующие эффекты: повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта, привлечение большого объема частных инвестиций, а также снижение непроизводительной загрузки инфраструктуры и сокращение производственных затрат на обеспечение текущей деятельности. 

В целях обеспечения проведения основных мероприятий в планируемые сроки Совет потребителей также предлагает утвердить Целевую модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года на уровне постановления Правительства Российской Федерации и сделать ее выполнение одним из ключевых KPI для Минтранса России и ОАО «РЖД». 

Предложения Совета потребителей по Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года будут направлены в Правительство Российской Федерации, Минтранс России и Минэкономразвития России в ближайшее время. Совет потребителей признал целесообразным продолжить дальнейшую работу по  Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти и ОАО «РЖД». Также Совет потребителей поддержал необходимость привлечения для работы над Целевой моделью независимых консультантов и дал поручение Комитету по инвестициям подготовить проект технического задания. По предложению члена Совета потребителей Олега Дунаева будет организована серия общественных дискуссий на площадке ТПП РФ для обсуждения целевого состояния рынка услуг грузового железнодорожного транспорта. 

В ближайшее время Совет потребителей будет обсуждать предложения по Целевой модели рынка пассажирских железнодорожных перевозок. 

Советы потребителей по вопросам деятельности естественных монополий — совещательно-консультационные органы при отраслевых правительственных комиссиях. Они направлены на повышение прозрачности и подконтрольности естественных монополий – такое поручение давал Президент РФ Владимир Путин по итогам Петербургского экономического форума в 2013 году и встречи с предпринимателями в Воронеже в мае 2013 года. 24 сентября 2013 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев утвердил Концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и «дорожную карту» по их реализации. Документы разработаны совместно с Экспертным советом при Правительстве с целью обеспечения подотчетности компаний с государственным участием, которые в том числе получают бюджетные средства. Задачи Концепции – обеспечение информационной открытости инвестиционных программ естественных монополий и процесса тарифообразования, обязательное участие и контроль со стороны потребителей. Инструмент обеспечения такого контроля – Советы потребителей.

Со всеми новостями Совета потребителей ОАО "РЖД" можно ознакомиться по ссылке

 


Возврат к списку