Вагонам стало не прикольно

Вагонам стало не прикольно КОММЕРСАНТ: Операторы ищут способы поставить большой массив лишних вагонов «на прикол» на приемлемых условиях и надолго. «Одна из идей, которые мы будем более подробно обсуждать с коллегами из ОАО РЖД,— введение дифференцированной платы за отстой на путях общего пользования по принципу, схожему с принципами "Московского паркинга",— рассказал на конференции "PRO//Движение.1520" исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин.

Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Минэкономразвития предлагает сохранить РЖД сетевым перевозчиком, отводя частникам «тупики»

11.09.2015

Источник: www.interfax.ru


Министерство экономического развития РФ предлагает сохранить статус ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) как общесетевого ж/д перевозчика с возможностью допуска частных владельцев локомотивов на обслуживание тупиковых ж/д веток; при этом, правда, по мнению ведомства, необходимо ввести в РЖД раздельный финансовый учет инфраструктуры и локомотивов.

"Особенности структуры и технологии организации грузовых перевозок в общесетевом масштабе требуют сохранения в РЖД единства общесетевых грузовых перевозок и их интеграции с инфраструктурой общего пользования", - отмечает ведомство в проекте целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 г. (с его копией ознакомился "Интерфакс").

Свою позицию министерство объясняет особенностями сферы грузовых ж/д перевозок в РФ, в том числе - высокой концентрацией движения на основных безальтернативных коридорах с ограниченной пропускной способностью, значительной долей грузовых перевозок в общем объеме транспортировки (более 95%), большой дальностью перемещения грузов (в среднем - примерно на 1,6 тыс. км). При этом, как отмечает ведомство, в РФ существует два вида локомотивной тяги - электровозная (с делением на переменный и постоянный ток) и тепловозная с более чем 500 "точками" смены вида тяги, и расстояние между ними меньше средней дальности перевозок.

В то же время на сети - значительная доля повагонных отправок, требующих высокой степени согласованности в их организации, что возможно только при сохранении эффекта масштаба и единства всех элементов этого процесса перевозки. Кроме того, в РФ либерализован вагонный сегмент и множество собственников подвижного состава управляет своими парками по собственным технологиям. Необходимо сохранить равную доступность ж/д транспорта для грузовладельцев из разных географических регионов и отраслей, а также исполнение государственных и социально-значимых перевозок и международных обязательств, добавляет министерство.

В этих условиях нужно сохранить "сетевой эффект масштаба" с минимизацией операционных затрат, операционную целостность сети с высокой долей межрегиональных перевозок и едиными техническими стандартами, подчеркивает Минэкономразвития. При этом ведомство отмечает, что в РФ нужно разработать "оптимальный план формирования поездов", определить, как эффективно использовать ограниченные пропускные способности инфраструктуры за счет централизованной диспетчеризации, баланса между потребностями в содержании инфраструктуры и объемами перевозок, эффективного использования локомотивной тяги.

Также нужно оптимизировать технологические процессы в работе ж/д транспорта (в том числе - использование сортировочных станций), транзакционные издержки РЖД, качество управления, минимизировать на этой основе себестоимость перевозок. Единый инфраструктурный комплекс общего пользования обеспечит эффективную диспетчеризацию и управление движением, сохранит единую сеть приема и обработки заявок и обслуживания грузоотправителей, систему контроля за доступом подвижного состава на инфраструктуру и мониторинг его перемещения на сети, а значит - и обеспечит безопасность перевозок (с ресурсами для ликвидации аварий), указывает ведомство.

В то же время, на "отдельных тупиковых ветках возможен допуск локальных перевозчиков", считает Минэкономразвития (такая опция предусматривалась и целевой моделью, действовавшей до 2015 г., но реализована она в полной мере так и не была). В этом случае компании должны нести полную ответственность за обслуживание всех грузоотправителей и быть обязаны осуществлять перевозки "на публичной основе". "Такая модель требует минимальных изменений технологии по сравнению с существующей, а также стимулирует перевозчика оптимизировать технологию организации перевозок на выделенном участке", - пишет ведомство в документе.

Чтобы оценить целесообразность конкуренции между перевозчиками, ведомство (как и ранее) предлагает реализовать "пилотные" проекты на выделенных тупиковых участках сети, сформировав и апробировав технологию взаимодействия с владельцем инфраструктуры ("Российские железные дороги"), общесетевым перевозчиком и грузовладельцами. Для этого необходимо создать правовые и организационные условия.

Предполагается, что на отдельных участках, принадлежащих РЖД, в рамках "пилотных" проектов по результатам государственного конкурсного отбора исключительное право осуществлять все грузовые перевозки передается локальному перевозчику на 5-10 лет. "Победителем конкурса становится претендент, предложивший наименьший уровень тарифов на услуги. При этом органы власти могут вводить дополнительные критерии", - говорится в документе. Локальный перевозчик в рамках обслуживаемого участка будет иметь право организовывать технологию перевозок в соответствии с нормативной базой.

"Предусматриваются следующие критерии выделения участков сети для конкурса: нетранзитный участок преимущественно регионального значения; протяженность - от 100 до 800 км; не находящийся в составе направлений перевозок к портам и пограничным переходам или в составе международных транспортных коридоров; не достигший пределов использования пропускной и провозной способности; без смены вида тяги; без преобладания пассажирских перевозок (не более 60%)", - говорится в проекте.

Определять такие участки, а также разрешать споры и технологические разногласия должен уполномоченный федеральный орган власти - в рамках соответствующего регламента правительства РФ, считает министерство. При этом в "пилотных" проектах не должна нарушаться технология общесетевого перевозчика, а локальные перевозчики полностью должны обеспечивать безопасность движения поездов. "Инфраструктура и система диспетчерского руководства останется в собственности РЖД, перевозчики будут пользоваться (ими - ИФ) на основании договора об оказании услуг. Тарифы (на них - ИФ) будут регулироваться государством", - говорится в документе. На основе "пилотов" будет сделан вывод о целесообразности "сквозной перевозки несколькими перевозчиками" и "создана основа для принятия органами власти решения о дальнейшем развитии конкуренции в (этом - ИФ) сегменте".

В итоге Минэкономразвития предлагает сохранить до 2020 г. статус РЖД как "общесетевого публичного перевозчика грузов на всей принадлежащей ему инфраструктуре". "(Компания - ИФ) остается единым хозяйствующим субъектом, включающим в себя функции владельца инфраструктуры и общесетевого перевозчика, а также расширяющего спектр оказываемых услуг в сфере транспортной логистики", - говорится в проекте. При этом, правда, ведомство предлагает усовершенствовать раздельный учет расходов и доходов РЖД в грузовых перевозках и эксплуатации инфраструктуры.

Также проект Минэкономразвития предполагает сохранение государственного регулирования инфраструктурных и перевозочных тарифов с их совершенствованием "в части предоставления грузовых вагонов перевозчиком". У РЖД в этом случает сохранятся все собственные и арендованные локомотивы в "едином интегрированном парке", за исключением тупиковых участков, на которых реализуются "пилотные" проекты локальных перевозчиков.

"Анализ зарубежного опыта показывает отсутствие универсального подхода к вопросу разделения инфраструктуры и перевозочной деятельности. Решение о развитии конкуренции в сфере перевозок грузов ж/д транспортом принимается с учетом особенностей его функционирования и распределения транспортной работы между видами транспорта в той или иной стране", - отмечает при этом Минэкономразвития.

Вся информация изданий агентства «Интерфакс», размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и / или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства «Интерфакс».


Возврат к списку