Экспортеры просят выдать льгот на-гора

КОММЕРСАНТ: Угольные компании на фоне резкого падения цен на уголь в Европе собираются попросить скидку 12,8% к железнодорожному тарифу при погрузке в направлении портов Северо-Запада РФ. По данным “Ъ”, ОАО РЖД готово идти навстречу, только если скидки дадут также операторы вагонов и стивидоры. Операторы же отмечают, что в период роста цены на уголь угольщики почему-то не настаивали на повышении цены аренды вагонов. При этом, по мнению участников рынка и экспертов, даже в текущей ситуации рентабельность у угольных компаний, обладающих своей перевалкой и вагонным парком, радикально отличается от положения тех, кто им не владеет.

Evraz докатил до аварии

КОММЕРСАНТ: Вагоны со старыми колесами группы запрещены.

Ространснадзор запретил использовать вагоны с колесами, выпущенными в 2003–2006 годах одним из двух российских производителей — Нижнетагильским меткомбинатом (НТМК) Evraz. С их дефектом связывают два схода грузовых вагонов в последний год. Железнодорожники испытывают острый дефицит колес на 200–300 тыс. единиц в год. Но, по мнению участников рынка, колес НТМК, попавших под запрет, осталось не более 6 тыс. штук, то есть он ситуацию серьезно не ухудшит. В Evraz же говорят, что с 2005 года не выпускают колеса, в которых в принципе возможен выявленный дефект.

Вагоны разогнали рынок

14.12.2011

Подвижной состав стал локомотивом лизинговых сделок
Аренда железнодорожного транспорта стала самым привлекательным сегментом для лизинговых компаний.
В 2011 году рост лизинговых сделок опередил даже самые смелые прогнозы, но долго так продолжаться не может
С января по сентябрь нынешнего года лизингодатели заключили новые сделки с вагонами и локомотивами на 920 млрд руб., что на 120% больше, чем в прошлом году. По словам экспертов, прогнозируемый рост отрасли в целом в первые 9 месяцев 2011 года при самом оптимистичном сценарии не превышал 45%. А без учета сделок с подвижным составом вырос бы максимум на 90%.
"Дополнительные 30% к росту рынка сделали, - по мнению президента Объединенной лизинговой ассоциации Кирилла Царева, - продажи ПГК и ВГК, а также сделки тройки лидеров российского рынка операторов подвижного состава".
По оценкам рейтингового агентства "Эксперт", среди сегментов оборудования на сделки по аренде железнодорожной техники пришлось 53,4%. В абсолютном же выражении объем сделок вырос в 3,5 раза относительно трех кварталов 2010 года.
Однако головокружения от успехов среди сообщества лизингодателей, как показала конференция, не возникло.
"Основной угрозой развитию рынка является вероятное ограничение в фондировании лизинговых компаний, - полагает гендиректор Лизинговой компании "УРАЛСИБ" Олег Литовкин. - Опасения вызваны продолжающейся нестабильностью на финансовых рынках в ожидании нового витка финансового кризиса. Не исключено снижение спроса из-за удорожания лизинговых услуг и неопределенности в экономике в целом".
Экспертов также беспокоит негативная тенденция устойчивого снижения рентабельности на фоне роста объемов рынка, а также острая ценовая конкуренция с государственными компаниями.
Рост процентных ставок по банковским кредитам частным лизинговым компаниям снижает их рентабельность, что негативно сказывается на ценовых предложениях для крупного и среднего бизнеса. Для сохранения доходности лизингодатели вынуждены искать дополнительные источники финансирования и диверсифицировать пассивы.
Большинству средних и малых частных лизинговых компаний тяжело конкурировать с крупными, учитывая, что они, как правило, структуры, аффилированные с банками. И могут привлекать заемные средства быстрее, дешевле и в больших объемах.
Неудивительно, что быстрее всех росли показатели Государственной транспортной лизинговой компании, заключившей только в III квартале сделки на лизинг полувагонов с ООО "Эй-Би-Рейл" на 2 млрд руб., платформ с ЗАО "ТГК" на 4,5 млрд руб. и на поставку цистерн Транспортно-экспедиторской компании "Нижегородский экспресс" на 5 млрд руб.
Но даже госкомпании не смогут удержать разогретый лизинговый рынок на уровне нынешних рекордных показателей. По словам и.о. генерального директора ЗАО "Сбербанк Лизинг" Сергея Клишо, хотя ежегодный спрос на вагоны составляет 70-75 тыс. единиц, а их стоимость стабилизировалась, ожидать аналогичного взлета рынка и в следующем году не приходится.
Вдобавок, по словам директора по работе с дорожной, строительной и коммунальной техникой ГТЛК Владимира Добровольского, в нынешнем году был установлен еще один рекорд - построено 90 тыс. единиц подвижного состава. Если темпы производства сохранятся, учитывая, что общий российский инвентарный парк подвижного состава уже превышает 1 млн единиц, то вскоре и лизингодатели, и компании-операторы упрутся в предельный пропускной лимит сети в 1 млн 200 тыс. вагонов.
Решить эту проблему можно либо дорогостоящим путем ускоренной амортизации и списаний, либо, как считает гендиректор ЗАО "Газпром Лизинг" Максим Агаджанов, путем концентрации портфелей лизинга подвижного состава в руках компаний, аналогичных по масштабам бизнеса и специализации "Газпром Лизингу". Это позволит им использовать лизинг в качестве эффективного инструмента модернизации экономики и инвестировать в программы повышения энергоэффективности и энергосервисных договоров.


Газета "Гудок", 14 декабря 2011 г.


Возврат к списку