БАМ выезжает на угле

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обещает побить рекорды по его экспорту на восток

Как выяснил “Ъ”, на заседание президентской комиссии по ТЭКу в конце августа будет вынесено еще более масштабное увеличение экспорта угля на восток, чем ранее: вместо 180 млн тонн к 2025 году говорится о 195 млн т, есть предложения и о 240 млн т. Для финансирования развития железных дорог под эти объемы ОАО РЖД могут дать право оставить у себя чистую прибыль, дивиденды монополия будет платить лишь по привилегированным акциям. Но, по мнению аналитиков, с наращиванием мощностей под экспорт угля на восток можно просчитаться.

Вагоны меняют хозяина

ГУДОК: ОВК планирует сосредоточиться на производстве новых вагонов

Лизинговая компания «Рейл1520» (входит в НПК «Объединённая вагонная компания», ОВК) передаёт АО «Газпромбанк Лизинг» по схеме возвратного лизинга 11 725 грузовых вагонов сроком на 10 лет. Стоимость парка оценивается в 27,5 млрд руб., по окончании сделки оператор сможет его выкупить по минимальной цене.

Газ застрял на железной дороге

14.12.2011

Как стало известно "Ъ", после угольщиков и металлургов с проблемами на железной дороге столкнулись крупнейшие игроки газовой и нефтехимической отраслей — "Газпром", НОВАТЭК и СИБУР. Из-за невывоза грузов с Сургутского ЗСК "Газпрому" уже пришлось сократить поставки газа в трубопровод, чего в компании не происходило много лет. В ОАО РЖД говорят, что постепенно решают проблемы компаний, но источники "Ъ" утверждают, что глава "Газпрома" Алексей Миллер собирается обратиться за помощью к Владимиру Путину.
Источник "Ъ" в группе "Газпром" рассказал, что монополия, а также крупнейший в стране независимый производитель газа НОВАТЭК и крупнейший нефтехимический холдинг СИБУР столкнулись с проблемой невывоза грузов по железной дороге со своих заводов, расположенных в Уральском федеральном округе. Первые трудности возникли еще в начале осени, а к ноябрю ситуация с перевозками с Сургутского завода по стабилизации конденсата ("Газпром") и Тобольского нефтехимического комбината (СИБУР) "стала критической". По словам собеседника "Ъ", невывоз около 50 тыс. тонн конденсата привел к тому, что Сургутскому ЗСК в ноябре впервые за несколько лет пришлось сократить объемы производства. В результате завод недопоставил плановый объем газа в трубу. "Отставание составило несколько процентов от общего объема газа, который поставляет завод. Для сети это некритично, но для "Газпрома" это первый подобный прецедент за последние восемь-десять лет, и воспринимают его в компании крайне остро",— говорит собеседник "Ъ".
В управлении информации "Газпрома" официально подтвердили, что "проблемы низкой пропускной способности Свердловской железной дороги (филиала ОАО РЖД) действительно существуют". Собеседник "Ъ" объясняет, что газовый конденсат, который на заводе грузится в железнодорожные цистерны, не вывозится из-за отсутствия достаточного количества локомотивов. "После того как ОАО РЖД провело внутри компании административную реформу и отделило эксплуатацию локомотивов от их ремонта, эксплуатирующая сторона стала постоянно отправлять тяговый состав на доработки — и рабочих локомотивов просто стало меньше",— поясняет собеседник "Ъ". Также ситуацию усложняет то, что сеть забили составы с продукцией для нефтяников. Последние только в середине осени начали завоз бурового раствора и оборудования к месторождениям. В итоге составы с конденсатом либо не принимают к перевозке, либо вывозят с территории завода и бросают на сети железных дорог.
Источник "Ъ" в одной из промышленных компаний рассказывает, что скорость вывоза и перевозки грузов с завода "существенно сократилась из-за проблем с диспетчеризацией движения поездов". "Производство из-за этого мы не снижаем, но вынуждены увеличивать парк вагонов, задействованных в перевозках",— поясняет он. В НОВАТЭКе и СИБУРе говорят, что ведут "конструктивный диалог с ОАО РЖД в связи с планируемым ростом производства и соответствующим расширением железнодорожной инфраструктуры" около своих заводов.
Пресс-служба ОАО РЖД объясняет проблемы резким увеличением объемов перевозок на СвЖД и неспособностью сортировочных мощностей справиться с потоком "частных вагонов, следующих в разных направлениях", но утверждают, что "решают эти вопросы в рабочем порядке". Тем не менее собеседник "Ъ" в "Газпроме" говорит, что глава монополии Алесей Миллер готовит обращение к премьеру Владимиру Путину по поводу ситуации на железной дороге. Официально в монополии лишь отмечают, что пока писем отправлено не было.
О проблемах с перевозками по железной дороге уже заявляли металлурги и угольщики. В сентябре старший вице-президент "Мечела" Мухамед Циканов говорил президенту ОАО РЖД Владимиру Якунину, что компания не может вывезти продукции на $700-800 млн, и предлагал монополии выставить квоты на перевозку на аукцион. В ноябре губернатор Кемеровской области Аман Тулеев попросил президента Дмитрия Медведева решить трудности с отправкой грузов из Сибири, после чего глава государства призвал ОАО РЖД разобраться с "бардаком в транспортной логистике".
Гендиректор агентства "InfoLine-Аналитика" Михаил Бурмистров говорит, что резкая реакция "Газпрома" связана с неожиданностью железнодорожных проблем для компании. "Производители нерудной продукции, например, уже год живут в таком режиме и привыкли",— поясняет эксперт. Тем не менее он верит, что ОАО РЖД сможет быстро решить "локальную проблему" с газовыми и нефтехимическими компаниями, так как их грузопотоки "понятны и постоянны". Однако топ-менеджер одной из железнодорожных операторских компаний говорит, что подобные "локальные" проблемы "забили всю сеть" и число брошенных поездов (то есть груженых составов без локомотивов), по неофициальной информации, в декабре впервые за десять лет перевалило за 1 тыс.


Газета "Коммерсант", 14 декабря 2011 г.


Возврат к списку