Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД  РБК: Предоставление приоритета по вывозу груза в обмен на предоплату в адрес РЖД нарушает антимонопольное законодательство, считает ФАС. Эта идея Минтранса, по версии регулятора, ущемляет права в том числе малого и среднего бизнеса

Хочешь ехать в первом классе

Хочешь ехать в первом классе Комерсантъ: Правительство поменяет порядок вывоза грузов на восток. Собеседники “Ъ” в отрасли восприняли документ традиционно плохо. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассказали, что считают предлагаемые Минтрансом изменения «искажающими принципы равнодоступности, публичности и недискриминационности перевозки».

ОАО РЖД предложили пройтись по ступенькам

24.09.2015

ФАС России в рамках борьбы с "аппетитами монополий" предложила опробовать на ОАО РЖД новую схему индексации тарифов — дважды в год, в январе и июле. Но идея вызывает сомнения как у Минэкономики, так и у потребителей. Последние опасаются, что ступенчатая индексация создаст сложности с планированием бюджетов, а эксперты говорят, что ОАО РЖД получит лишь дополнительное "окно" для торга с правительством за темпы роста тарифов.

Глава ФАС Игорь Артемьев вчера в ходе коллегии ведомства заявил, что оно выступает за постепенную индексацию тарифов ОАО РЖД в 2016 году: на 4% с 1 января и на 5% — с 1 июля. Он пояснил, что "ступенечки" повышения тарифов "нужно постараться сделать как можно меньше", за счет этого "разовый скачок" индексации будет не таким сильным. "Нужно ограничить аппетиты этой монополии регулированием тарифов по формуле "инфляция минус"",— добавил господин Артемьев.

Сейчас, в отличие от остальных монополий, тарифы ОАО РЖД индексируются не с 1 июля, а с 1 января. Тарифы на 2015-2018 годы индексировались по инфляции предыдущего года, но ОАО РЖД, пугая убытком в 100 млрд руб., убедило Белый дом в 2015 году поднять грузовой тариф на 10% и выдать субсидию в 30 млрд руб. В 2016 году ОАО РЖД хотело большего: экс-глава компании Владимир Якунин настаивал, что монополия обойдется без субсидий только при росте тарифов на 17,7% (иначе требовалась господдержка в 26-130 млрд руб.). Сейчас ФАС выступает против высокой индексации тарифов и субсидий. В понедельник Игорь Артемьев говорил, что служба выступает за повышение тарифов ОАО РЖД на 7,5-10%. Господдержку ОАО РЖД поддерживал Минтранс: во вторник глава министерства Максим Соколов говорил, что в 2016 году "субсидирование финансовой модели ОАО РЖД необходимо в пределах 35-40 млрд руб." при повышении тарифов на 10%. Минэкономики закладывало в свой прогноз рост на 10%.

Но вчера Минэкономики выступило против "ступенчатой" индексации тарифов. Замминистра Николай Подгузов заявил, что их увеличение несколько раз в год "приведет к дополнительным издержкам" грузоотправителей. Вчера, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, вопрос о субсидиях и тарифах ОАО РЖД обсуждался и в компании — у ее главы Олега Белозерова. В ОАО РЖД от комментариев отказались. Но источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что "позиция монополии пока близка к мнению Минтранса", а "при текущей ситуации в экономике без субсидий в 2016 году вряд ли обойтись".

Другой собеседник "Ъ" говорит, что тарифная модель ФАС "в целом устраивает правительство": "Не исключено, что на ОАО РЖД правительство тестирует новые подходы к тарифам". Он подчеркнул, что "политика индексации и субсидирования заставляет искать новые подходы за счет сокращения издержек", и ФАС "работает именно над таким принципом деятельности монополий". "В 2008 году Игорь Шувалов сумел стимулировать монополию Якунина на экономию более 180 млрд руб., доказав, что нет ничего невозможного",— отмечает он.

Но ряд источников "Ъ" среди грузоотправителей не поддержали "ступенчатую" индексацию. "После ухода Владимира Якунина у рынка нет понимания, сохранится ли лоббистский ресурс ОАО РЖД. Поэтому постепенное повышение может внести неопределенность в правила игры: кто даст гарантии, что с июля тариф резко не станет выше или ниже?" — говорит один из них. Глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров согласен, что при ступенчатом повышении грузоотправителям сложнее долгосрочно планировать бюджеты. В итоге, говорит он, у ОАО РЖД "появится еще одно "окно" в году, чтобы добиваться индексации". Другой источник "Ъ" оценил идею ФАС положительно: постепенная индексация может стимулировать железнодорожные перевозки, но сдерживающим фактором остается высокая экспортная надбавка (ОАО РЖД поднимает тариф на экспорт на 13,4%). Правительство применяло "ступенчатую" индексацию лишь для "Транснефти" — в 2011 и 2013 годах дважды в год. В "Газпроме", "Транснефти" и "Россетях" идею ФАС не комментируют.

http://www.kommersant.ru/doc/2816766


Возврат к списку