Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

Баланс плюсов и минусов

20.12.2011

Департамент экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" подготовил исследование "Оценка влияния вступления России в ВТО на экономику работы РЖД". По мнению авторов, поддержание конкурентных позиций компании потребует специальных, в том числе и государственных, мер.
Открытие рынков приведёт к увеличению объёмов перевозок
Окончательное присоединение России к ВТО ожидается в июне 2012 года, но ещё несколько лет будет действовать переходный период в тарифной защите.
Перевозки
Около 2/3 грузооборота на железных дорогах формируется энергоресурсами, и по этим грузам вступление в ВТО не окажет существенного влияния на грузопотоки, их динамика будет определяться другими факторами. В РЖД тем не менее ожидают хорошую динамику экспортно-импортных перевозок. В 2015 году они прирастут к 2010 году на 20% и составят 580-590 млн тонн.
Что касается внутренних маршрутов, то могут возрасти перевозки угля и мазута на электростанции из-за роста внутренних цен на газ, но в то же время перевозки чёрных металлов упадут по причине спада в машиностроении. Сложно предсказать, как поведут себя продукты питания. Переговорщикам удалось хорошо защитить сельское хозяйство, и негативные последствия там вряд ли проявятся.
В лесной отрасли прогнозируется ускорение темпов роста за счёт упрощения законодательства, однако здесь ожидается конкуренция импортной продукции деревообработки, поэтому последствия для железнодорожных перевозок оцениваются как нейтральные.
Авторы исследования делают вывод: открытие рынков может привести к резкому росту импорта, и, например, FESCO и "Трансконтейнер" могут получить преимущества за счёт снижения ввозных пошлин.
В РЖД предсказывают усиление конкуренции на рынке грузовых перевозок между автомобильным и железнодорожным транспортом, поскольку основной прирост будет приходиться на высокотехнологичную продукцию обрабатывающих отраслей, которую перевозит автотранспорт. Особенно сильный рост доли иностранных компаний ожидается на рынке логистических услуг.
В пассажирском секторе возможно появление иностранных компаний в прибыльных сегментах (скоростные и интермодальные перевозки).
Пошлины и тарифы
Наиболее серьёзно снизятся пошлины на лекарства, на медицинское, технологическое, строительное оборудование. На компьютерную технику, комплектующие, средства их производства и элементную базу через три года пошлины будут отменены вовсе.
По мнению специалистов РЖД, наиболее благоприятное значение присоединение к ВТО будет иметь для металлургической отрасли за счёт увеличения возможностей доступа на рынок других стран. Причём выиграть здесь должны именно те, кто производит продукцию с высокой добавленной стоимостью. То же самое касается и химической промышленности, хотя у неё больше проблем, связанных со старением фондов и недостаточной конкурентоспособностью. Но всё же перевозки этих грузов должны возрасти.
Предполагается чувствительное снижение тарифов на импортные автомобили (с 25% до 15%), однако, по сути, их размер вернётся к докризисным временам. Как пояснил "Гудку" руководитель российской делегации, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, в начале переговоров стороны исходили из действующей ставки, и в целом по сравнению с теми же автомобилями она снизилась незначительно. На производство легковых автомобилей заметного влияния вступление в ВТО не окажет, а вот снижение пошлины на грузовики может привести к давлению на рентабельность их производства.
Не позднее 1 июля 2013 года Россия должна предоставить одинаковый режим для перевозки экспортных и импортных грузов с тем, что существует для внутренних перевозок. Это не исключает применения дифференцированных внутренних сборов за перевозку, но они должны основываться на экономической эффективности железнодорожного транспорта, а не на стране происхождения. Транзитные тарифы должны публиковаться заранее.
Доступ на рынок
Все органы по аккредитации и сертификации будут заменены единым национальным органом России. Как пояснил Максим Медведков, сертификация на ту же железнодорожную технику, произведённая каким-либо членом ВТО, не означает её автоматического признания в стране. Это возможно, только если будет заключено специальное соглашение о признании результатов сертификации между соответствующими государствами, и с небольшим количеством стран оно у России уже есть.
Порядок лицензирования и сертификации во многом будет определяться лоббистскими возможностями России, но, скорее всего, будет упрощён, так как по правилам ВТО эти меры нельзя использовать как инструменты нетарифного ограничения доступа на рынок.
Чего ждут от власти
В рамках переговоров с ВТО в перечне обязательств не оговорены условия доступа иностранных перевозчиков на инфраструктуру РЖД. Этот вопрос пока разрабатывается лишь в рамках создания единого экономического пространства.
Поэтому в РЖД полагают, что государство должно принять меры для выравнивания конкурентных условий для железнодорожного, автомобильного и других видов транспорта. То же самое касается и унификации грузовых тарифов, при которых компания теряет определённую долю доходов при работе с экспортом, что может быть компенсировано за счёт повышения тарифов во внутренних перевозках (эту позицию поддерживает и ФСТ). Кроме того, РЖДпредлагают зафиксировать в списке изъятий из режима наибольшего благоприятствования обязательства по доступу иностранных перевозчиков на российский рынок.
Справка "Гудка"
По большинству товаров и услуг переходный период составит 2-3 года, по наиболее чувствительным - 5-7 лет. Сейчас средневзвешенная ставка импортной пошлины составляет в целом 10,293% (по сельскому хозяйству - 15,634%), после окончания переходного периода она будет 7,147% (по сельскому хозяйству - 11,275%, на импортную железнодорожную технику - 9,15%). Это, конечно, "средняя температура по больнице", но, как отмечают авторы исследования, на рынок гораздо больше влияет курс рубля к доллару и евро, рычаги управления которым находятся полностью в руках правительства.


Газета "Гудок", 20 декабря 2011 г.


Возврат к списку