Вагончик не тронется

Вагончик не тронется КОММЕРСАНТ: Рост производства вагонов, неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках и загруженность Восточного полигона привели к рекордному количеству брошенных поездов. Число составов, временно оставленных диспетчерами ОАО РЖД без движения, достигло исторического максимума в 1800 поездов в сутки. Это уже сказывается на движении: срок оборота вагона вырос более чем на пять суток. Между тем выпуск вагонов продолжает расти, хотя уже в 2019 году размер парка приблизился к критическому. Производство вагонов упадет, говорят эксперты, лишь если государство не будет стимулировать их закупку.

Рельсы встали поперек пути

Рельсы встали поперек пути КОММЕРСАНТ: Перечень ускоренных работ на БАМе и Транссибе, который должен был быть представлен в правительство 1 февраля, до сих пор не согласован даже на уровне ОАО РЖД. Причина, по данным “Ъ”, в разногласиях по срокам исполнения: если сам список работ согласован и грузоотправителями, и блоком движения ОАО РЖД, и Минэнерго, то сроки не устраивают строительный блок монополии.

Железные дороги разгрузят от дивидендов

Железные дороги разгрузят от дивидендов КОММЕРСАНТ: Первый вице-премьер Андрей Белоусов готов в индивидуальном порядке решать вопрос о дивидендах курируемого им теперь ОАО РЖД, вопрос рассмотрят на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина. Финплан монополии сверстан из расчета отказа от дивидендов по обыкновенным акциям, но Минфин настаивает на 50% чистой прибыли по МСФО.

Консолидация без энтузиазма

22.12.2011

По оценкам операторов, высокий уровень спроса на подвижной состав сегодня сохраняется, поэтому предложение ОАО «РЖД» по передаче компаниями подвижного состава в консолидированный парк пока встречено практически единогласным отказом.
В основном участников рынка не устраивает ставка аренды. По словам заместителя генерального директора компании Brunswick Rail, в том случае, если ОАО «РЖД» предложило бы реальную стоимость аренды полувагона, то его компания приняла бы эту оферту. Инициатива по консолидированному парку не является привлекательной и до тех пор, пока не будут достигнуты цели, заявленные во время создания парка АГ.
Однако напомним, что в октябре этого года в результате его функционирования уже наблюдалась положительная динамика по ключевым показателям. Погрузка в полувагоны консолидированного парка в октябре возросла на 5,4% по сравнению с сентябрьскими показателями при неизменном количестве полувагонов. Таким образом, сегодня консолидированный парк закрывает более половины потребностей рынка. Аналитики считают, что конкурентное давление вскоре будет ощущаться еще сильнее. Для частных компаний это повод поволноваться, потому что вскоре, видимо, собственники, которые не могут справиться своими силами, будут вынуждены передавать активы конкурентам.
«Возможность консолидации подвижного состава внутри операторского сообщества достаточно высока, но процесс этот будет проходить эволюционно в форме слияний и поглощений», – говорит генеральный директор компании «ВКМ-Транс» Валерий Андрюшин. Таким образом, по его словам, договориться об этом смогут не более 5 сетевых интеграторов.
Однако в таком случае возникает риск, что консолидация парка силами операторов может привести к сговорам с целью получения дополнительных доходов, так как независимые операторы уже не смогут удовлетворять заявки в рамках базовых тарифов Прейскуранта № 10-01.
Тем не менее у операторов нет уверенности в том, что ОАО «РЖД» будет справляться лучше частников. Но если крупные компании точно в ближайшее время откажутся от этого предложения в связи с тем, что они сами контролируют базу своих клиентов и логистику, то, возможно, оно придется по душе более мелким участникам рынка. Но как отмечает генеральный директор группы Globaltrans Сергей Мальцев, «только в том случае, если РЖД сделают публичную оферту на аренду полувагонов по ценам и на условиях, аналогичных аренде вагонов «дочек».
Такой же точки зрения придерживается и В. Андрюшин, который считает, что предложение должно быть сформулировано в форме публичной оферты на добровольной основе, а арендные ставки необходимо дифференцировать в зависимости от возраста и модели самого вагона.
Эффективность и рациональность работы консолидированного парка практически все пока ставят под сомнение. Во-первых, затруднения с обеспечением оборота вагонов формируют достаточно высокие ставки. Во-вторых, по словам одного из топ-менеджеров операторской компании, именно проблемы реализации агентской схемы взаимодействия спровоцировали рост тарифов операторов.
Пока ни одна компания не заявила о реальной заинтересованности в передаче своего подвижного состава. И согласно прогнозам аналитиков, даже в случае кризиса, связанного со снижением объемов перевозок, активных откликов на предложение ОАО «РЖД» не ожидается.
Предсказывают, что актуальности инициатива РЖД достигнет только в случае изменения баланса спроса и предложения. А эффективности – когда сам перевозчик решит, в частности, внутренние проблемы. Только тогда можно будет ожидать, что общий парк вагонов все-таки покроет расходы операторов по их приобретению и обслуживанию.
Однако несмотря на многочисленные «нет» некоторые компании все же планируют внимательно рассмотреть предложение. Например, управляющий директор ООО «Фирма «Трансгарант» Алексей Гром сообщил, что если предложение от ОАО «РЖД» все же поступит и будет взаимовыгодным, то такой кооперации он не исключает. «При этом для нас также важно, чтобы эта инициатива соответствовала рыночным реалиям и не навязывалась императивно», – подчеркнул А. Гром.


РЖД-Партнер.ru, 21 декабря 2011 г.


Возврат к списку