Лесовозы уедут за границу

КОММЕРСАНТ: Финляндия попросила у России вагоны
Как стало известно “Ъ”, Финляндия предложила России допустить российские вагоны-лесовозы на местный рынок. Сейчас при росте производства в финской лесной промышленности парка не хватает, найти вагоны в ЕС трудно из-за разницы в ширине колеи. Порядка 2 тыс. лесовозных платформ из РФ ежедневно оказываются в Финляндии, но задействовать их в местных перевозках нельзя. Ведомства РФ обдумывают предложение, а операторы вагонов, хотя и заинтересованы в нем, не понимают пока, как технически организовать экспорт услуг по перевозке леса.

Тележки поедут в депо строем

Как выяснил “Ъ”, РФ намерена ввести на сети ОАО РЖД особый порядок ремонта вагонных тележек, отличающийся от правил, принятых в других странах с колеей 1520 мм. На рынке считают, что новые нормы вводятся в интересах Уралвагонзавода, который в последнее время усилил контроль за ремонтами своих тележек, и оценивают дополнительные расходы отрасли в несколько миллиардов рублей.

Перевозки контейнеров по сети ОАО «РЖД» в январе-мае выросли почти на 12%

В мае 2018 года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения было перевезено 351,8 тыс. контейнеров ДФЭ (TEU), что на 9% больше, чем в мае 2017 года. В январе-мае 2018 года объем перевозок составил 1,7 млн ДФЭ (+11,9% к уровню аналогичного периода прошлого года). Во внутреннем сообщении за пять месяцев отправлено 741 тыс. ДФЭ (+3,4%), в транзитном – 181тыс. ДФЭ (+24,7%), в экспортном – 459,7 тыс. ДФЭ (+17,5%), в импортном – 271,2 тыс. ДФЭ (+16,7%).

Консолидация без энтузиазма

22.12.2011

По оценкам операторов, высокий уровень спроса на подвижной состав сегодня сохраняется, поэтому предложение ОАО «РЖД» по передаче компаниями подвижного состава в консолидированный парк пока встречено практически единогласным отказом.
В основном участников рынка не устраивает ставка аренды. По словам заместителя генерального директора компании Brunswick Rail, в том случае, если ОАО «РЖД» предложило бы реальную стоимость аренды полувагона, то его компания приняла бы эту оферту. Инициатива по консолидированному парку не является привлекательной и до тех пор, пока не будут достигнуты цели, заявленные во время создания парка АГ.
Однако напомним, что в октябре этого года в результате его функционирования уже наблюдалась положительная динамика по ключевым показателям. Погрузка в полувагоны консолидированного парка в октябре возросла на 5,4% по сравнению с сентябрьскими показателями при неизменном количестве полувагонов. Таким образом, сегодня консолидированный парк закрывает более половины потребностей рынка. Аналитики считают, что конкурентное давление вскоре будет ощущаться еще сильнее. Для частных компаний это повод поволноваться, потому что вскоре, видимо, собственники, которые не могут справиться своими силами, будут вынуждены передавать активы конкурентам.
«Возможность консолидации подвижного состава внутри операторского сообщества достаточно высока, но процесс этот будет проходить эволюционно в форме слияний и поглощений», – говорит генеральный директор компании «ВКМ-Транс» Валерий Андрюшин. Таким образом, по его словам, договориться об этом смогут не более 5 сетевых интеграторов.
Однако в таком случае возникает риск, что консолидация парка силами операторов может привести к сговорам с целью получения дополнительных доходов, так как независимые операторы уже не смогут удовлетворять заявки в рамках базовых тарифов Прейскуранта № 10-01.
Тем не менее у операторов нет уверенности в том, что ОАО «РЖД» будет справляться лучше частников. Но если крупные компании точно в ближайшее время откажутся от этого предложения в связи с тем, что они сами контролируют базу своих клиентов и логистику, то, возможно, оно придется по душе более мелким участникам рынка. Но как отмечает генеральный директор группы Globaltrans Сергей Мальцев, «только в том случае, если РЖД сделают публичную оферту на аренду полувагонов по ценам и на условиях, аналогичных аренде вагонов «дочек».
Такой же точки зрения придерживается и В. Андрюшин, который считает, что предложение должно быть сформулировано в форме публичной оферты на добровольной основе, а арендные ставки необходимо дифференцировать в зависимости от возраста и модели самого вагона.
Эффективность и рациональность работы консолидированного парка практически все пока ставят под сомнение. Во-первых, затруднения с обеспечением оборота вагонов формируют достаточно высокие ставки. Во-вторых, по словам одного из топ-менеджеров операторской компании, именно проблемы реализации агентской схемы взаимодействия спровоцировали рост тарифов операторов.
Пока ни одна компания не заявила о реальной заинтересованности в передаче своего подвижного состава. И согласно прогнозам аналитиков, даже в случае кризиса, связанного со снижением объемов перевозок, активных откликов на предложение ОАО «РЖД» не ожидается.
Предсказывают, что актуальности инициатива РЖД достигнет только в случае изменения баланса спроса и предложения. А эффективности – когда сам перевозчик решит, в частности, внутренние проблемы. Только тогда можно будет ожидать, что общий парк вагонов все-таки покроет расходы операторов по их приобретению и обслуживанию.
Однако несмотря на многочисленные «нет» некоторые компании все же планируют внимательно рассмотреть предложение. Например, управляющий директор ООО «Фирма «Трансгарант» Алексей Гром сообщил, что если предложение от ОАО «РЖД» все же поступит и будет взаимовыгодным, то такой кооперации он не исключает. «При этом для нас также важно, чтобы эта инициатива соответствовала рыночным реалиям и не навязывалась императивно», – подчеркнул А. Гром.


РЖД-Партнер.ru, 21 декабря 2011 г.


Возврат к списку