Украина нашла выход на пути России

КОММЕРСАНТ: Как выяснил “Ъ”, после введения российских санкций в отношении украинского бизнесмена Виктора Пинчука принадлежащий ему «Интерпайп» перестал поставлять в Россию железнодорожные колеса через свою российскую структуру. Теперь поставки ведутся через иностранные и российские компании, не связанные напрямую с «Интерпайпом» или господином Пинчуком. Тем не менее, по мнению юристов, эти каналы поставки также потенциально могут подпасть под санкции. При этом сейчас власти РФ обсуждают полный запрет на импорт украинских колес.

На ФАС давят колеса

КОММЕРСАНТ: Металлурги пожаловались на ФАС, признавшую летом Выксунский метзавод (ВМЗ) Объединенной металлургической компании (ОМК) виновным в завышении цен на железнодорожные колеса. По их мнению, ФАС произвольно установила предельный уровень цен на колесо, которого должен был придерживаться ВМЗ, на уровне существенно ниже рыночного. Покупатели колес считают, что, вовлекая в спор высокопоставленных чиновников, металлурги пытаются оказать давление на ФАС. По данным “Ъ”, вопрос могут рассмотреть у первого вице-премьера Андрея Белоусова.

«Вот такой мир страданий от неумения договориться»

«Вот такой мир страданий от неумения договориться» КОММЕРСАНТ: Минувший сельскохозяйственный сезон ознаменовался экспортными ограничениями на зерновом рынке, а новый год дал второй в истории по объему урожай зерна, причем в тех регионах, из которых оно традиционно вывозится железной дорогой. 

ОБОБЩЕНИЕ: Глава РЖД оказался в другой компании

19.10.2015

Источник: www.interfax.ru


Спустя два месяца после смены президента ОАО "Российские железные дороги"  в холдинге начались серьезные кадровые перестановки. Во-первых, оправдались ожидания о смене первого вице-президента РЖД, во-вторых, изменен статус целого ряда людей, долгие годы работавших в монополии с прежним ее главой Владимиром Якуниным. Кроме того, по неофициальной информации, могут смениться генеральные директора ряда "дочек" перевозчика. При этом не исключен приход в холдинг и людей из частных компаний железнодорожной отрасли.

РЫНОК СЛУХОВ

Тема отставок в РЖД оставалась ключевой на протяжении всех двух месяцев президентства Олега Белозерова. На первой планерке, которую он провел в новой должности, топ-менеджер, правда, пообещал, что глобальных перестановок в руководстве монополии не будет - разве что кто-то сам пожелает уйти. "Революций не планирую. Все, что можно сделать поступательно, эволюционным путем, будем делать", - приводило прозвучавшие на совещании слова нового главы компании ее корпоративное издание. Обращаясь к сотрудникам монополии, О.Белозеров тогда выразил надежду на совместную плодотворную работу.

Тем не менее, первые отставки ожидались сразу после назначения О.Белозерова, и ж/д рынок активно подпитывался различными слухами по этому поводу. Источники "Интерфакса" в августе говорили о целом ряде грядущих изменений в руководстве "Российских железных дорог". В числе топ-менеджеров, которые могут покинуть монополию, собеседники агентства тогда называли первого вице-президента Вадима Морозова, курирующего производственно-хозяйственную деятельность компании, старшего вице-президента по корпоративному управлению и стратегическому развитию РЖД Валерия Решетникова и вице-президента по корпоративной безопасности Александра Бобрешова. По крайней мере, об уходе последнего с уверенностью говорили все опрошенные собеседники агентства, подчеркивая, что смена "безопасника" - самое очевидное, что может произойти после прихода в компанию нового президента.

Что касается В.Решетникова, то про его уход из компании сказали сразу несколько источников агентства. А один их них даже слышал, что топ-менеджер - в числе тех, кто уже написал заявление. Сам В.Решетников, правда, тогда опроверг "Интерфаксу" эту информацию, призвав не ориентироваться на "слухи из курилок" и заявив, что продолжает работать в обычном режиме.

На место В.Морозова же собеседники агентства, в том числе, прочили Хасяна Зибирова, уже работавшего первым вице-президентом РЖД до 2005 г. В то же время, источники "Ведомостей" называли тогда кандидатуры действующего старшего вице-президента компании Анатолия Краснощека, отвечавшего за организацию железнодорожных перевозок, а также начальника департамента государственной политики в области дорожного хозяйства министерства транспорта РФ Игоря Костюченко. Последний, правда, тогда заявил газете, что ничего не слышал о возможности своего перехода в ж/д монополию, а Х.Зибиров от комментариев отказался.

Впрочем, отставка "первого" если и произойдет, то не в первую очередь, подчеркивали источники "Интерфакса": если административную "оболочку" (например, того же топ-менеджера по безопасности), можно сменить быстро и без последствий, то движением на ж/д сети надо продолжать управлять непрерывно. Говоря же о других возможных отставках, помимо прочего, собеседники агентства называли и еще несколько фамилий. В их числе - вице-президенты по экономике и финансам Вадим Михайлов и по здравоохранению и работе с общественными организациями Олег Атьков.

МАХОВИК ОТСТАВОК

Впрочем, громких отставок к середине сентября не последовало. Оправдались лишь предположения о скором уходе А.Бобрешова. При этом в начале октября вице-президентом РЖД по вопросам закупочной деятельности, контроля и аудита был назначен Анатолий Чабунин, в 2013-2015 гг. работавший замглавы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) РФ, а до этого руководителем Федерального дорожного агентства - ведомства, не чуждого О.Белозерову: он возглавлял его до перехода на работу в министерство транспорта в конце 2000-х гг.

Кроме того, сменился гендиректор армянской "дочки" РЖД - ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога": этот пост занял замглавы компании Сергей Валько, а прежний начальник Виктор Ребец стал руководителем ГУП "Крымская железная дорога". В конце прошлой недели начальником Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) назначен Николай Маклыгин, ранее занимавший пост первого замруководителя Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД). Прежний же начальник ДВЖД Михаил Заиченко, руководивший ей с 2005 г., ушел на пенсию.

Серьезных кадровых решений, впрочем, долго ждать не пришлось. На этой неделе монополия сообщила, что на заседании ее совета директоров в четверг будут рассмотрены вопросы "об освобождении и назначении членов правления" и "о прекращении полномочий члена правления". Подробности не раскрывались, но сразу несколько источников "Интерфакса" на рынке грузовых ж/д перевозок и в группе РЖД сообщили, что на повестке - вопросы о кадровых перестановках, затрагивающих сразу трех "тяжеловесов" - В.Морозова, В.Решетникова и А.Краснощека, а также О.Атькова и главного бухгалтера РЖД Галины Крафт (все входили в состав правления перевозчика).

Официальная информация по этому поводу была представлена в пятницу днем. Совет директоров РЖД назначил первым вице-президентом компании А.Краснощека. На новом для себя посту топ-менеджер будет обеспечивать "общее руководство и координацию производственно-хозяйственной деятельности" компании. В.Морозов же освобожден от этих обязанностей "в связи с переходом на другую работу". При этом топ-менеджер остался членом правления. На сайте монополии говорится, что В.Морозов стал старшим советником президента РЖД Олега Белозерова.

Кроме того, "в связи с выходом на пенсию" совет директоров прекратил полномочия В.Решетникова на посту старшего вице-президента, при этом О.Белозеров также оставил его своим советником. С формулировкой о выходе на пенсию снят с занимаемой должности О.Атьков. Полномочия обоих в качестве членов правления прекращены. Помимо этого, они прекращены у Г.Крафт и главы объединенного ученого совета РЖД, гендиректора ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" Бориса Лапидуса.

Все топ-менеджеры, в послужном списке которых произошли изменения, работали с В.Якуниным в "Российских железных дорогах" на протяжении многих лет. В.Морозов, железнодорожник по образованию, в 2003-2004 гг. несколько месяцев бывший главой министерства путей сообщения (МПС) РФ, в должности первого вице-президента РЖД проработал с 2005 г., имея существенный вес в компании. Фактически на нем замыкались все хозяйственно-производственные вопросы в монополии. Его "преемник" в высшем руководстве вдвое меньше, до этого он работал в региональных филиалах перевозчика. В конце 2011 г. назначен вице-президентом, в 2013 г. получил статус "старшего", курировал вопросы организации железнодорожных перевозок.

Похожим с В.Морозовым образом карьера складывалась и у В.Решетникова. В 2002 г. пришел в МПС, в 2003 г. стал начальником безопасности РЖД, в 2005 г. назначен советником В.Якунина, в 2007 г. - вице-президентом по корпоративному управлению монополии. В статус старшего вице-президента - с 2011 г. Вопросы стратегического развития РЖД и их места в отрасли все последние годы постоянно были в повестке власти и бизнеса, одновременно компания занималась продажей своих активов. Это делало фигуру В.Решетникова одной из ключевых в компании с учетом (по неофициальной информации) давних дружеских отношений с В.Якуниным.

Бывший космонавт О.Атьков по основной специализации - врач. Но и его карьера в начале 2000-х гг. шла параллельно с высшими топами РЖД. В 2002 г. он был назначен главой департамента здравоохранения в МПС, в 2003 г. начал работать в такой же должности в образованных на базе отраслевого министерства РЖД. В 2005 г. (в этом году компанию возглавил В.Якунин) назначен ее вице-президентом по здравоохранению и работе с общественными организациями.

Похожий трудовой путь прошли Б.Лапидус и Г.Крафт. Последняя в 2002-2003 гг. - замглавы департамента финансов МПС, с 2003 г. - в РЖД. В 2003-2005 гг. - возглавляла департамент инвестиционной деятельности монополии в статусе ее вице-президента. В 2005 г. назначена главным бухгалтером РЖД. Б.Лапидус, работавший в МПС с 1994 г., в 2003 г. стал главой департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ж/д монополии и ее вице-президентом, а в 2005-2010 гг. - даже имел статус старшего вице-президента.

Источники газеты "Ведомости" утверждают, что правление также могут покинуть вице-президенты по развитию московского транспортного узла Петр Кацыв, по инфраструктуре Александр Целько и по управлению персоналом и социальным вопросам Дмитрий Шаханов. Собеседники "Интерфакса" также называют П.Кацыва и Д.Шаханова в числе топ-менеджеров, которые могут покинуть компанию.

В "ОБОЛОЧКЕ"             

Перемены могут произойти и в подконтрольных ОАО "РЖД" структурах, отмечают собеседники агентства. Например, в отставку уйдет гендиректор АО "Федеральная грузовая компания" Виталий Евдокименко, утверждают источники "Интерфакса". На пост гендиректора ФГК он был назначен в 2010 г. До этого, в 2004-2010 гг., работал заместителем руководителя Федеральной службы по тарифам РФ, затем непродолжительное время - старшим советником В.Якунина. Как отмечается на сайте оператора, являлся "одним из основных разработчиков" концепции его создания. Официальное объявление об отставке ожидалось в пятницу, правда, пока этого так и не произошло. Два собеседника агентства сообщили, что В.Евдокименко в четверг попрощался с частью коллектива.

При этом, по информации двух источников "Интерфакса", в шорт-листе претендентов на должность гендиректора ФГК фигурирует президент и совладелец АО "СГ-транс" (СГТ) Алексей Тайчер. Пресс-секретарь СГТ Екатерина Годлевская не стала комментировать "Интерфаксу" эту информацию. Источники агентства указывают на то, что А.Тайчер близок к вице-президенту РЖД Салману Бабаеву, который курирует в "Российских железных дорогах" вопросы грузовых перевозок.

С С.Бабаевым до прихода в СГТ А.Тайчер работал в "Первой грузовой компании", тогда принадлежавшей РЖД. Сын же вице-президента Тимур Бабаев является партнером президента "СГ-транса" (крупнейшего в РФ оператора вагонов для перевозки сжиженных углеводородных газов и легкого углеводородного сырья), которым они владеют вместе с АФК "Система" (MOEX: AFKS). Как отмечают источники агентства, топ-менеджер в последние годы довольно плотно занимался взаимодействием РЖД как перевозчика и ФГК как владельца вагонов, при этом к нему крайне благосклонно относится и О.Белозеров, в результате чего С.Бабаев мог получить карт-бланш на кураторство над "Федеральной грузовой". Тем более, что на повестке у нового главы монополии стоят и определение модели взаимоотношений с оператора в части работы подконтрольного группе вагонного парка.

Между тем, по данным источников "Ведомостей", в числе других претендентов на пост главы ФГК также рассматривались гендиректор "УВЗ-логистик" Дмитрий Еремеев и Игорь Асатуров, работавший первым заместителем гендиректора ФГК до сентября 2013 г.

В пятницу источники "Интерфакса" на рынке грузовых ж/д перевозок заговорили еще об одной возможной кадровой истории, которая может затронуть частный сектор этого сегмента отрасли. На пост старшего вице-президента РЖД по корпоративным вопросам и стратегическому развитию вместо В.Решетникова они прочат председателя Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД, генерального директора Globaltrans Сергея Мальцева (группа принадлежит основателям "Н-Транса" и менеджменту, являясь одной из крупнейших публичных структур в транспортной сфере). Правда, подтвердить или опровергнуть это агентству не удалось.

О.Белозерова, работавшего первым заместителем министра транспорта, премьер-министр Дмитрий Медведев назначил президентом РЖД в середине августа.

Вся информация изданий агентства «Интерфакс», размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и / или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства «Интерфакс».


Возврат к списку