Неустройка века

Неустройка века Коммерсантъ: Планы ОАО РЖД по финансированию своих проектов взволновали грузоотправителей. 
ОАО РЖД планирует закрыть дефицит инвестпрограммы 2022–2024 годов в размере около 1 трлн руб. за счет существенного ускорения индексации грузовых тарифов. Вместо предусмотренного социально-экономическим прогнозом роста на 4–4,5% в год монополия предлагает поднять тарифы в 2022 году на 7,7%, а далее — на 6,6% и 6,1%.вЃ 

Операторы попросили ФАС проверить вагоноремонтные компании на фоне повышения цен

Операторы попросили ФАС проверить вагоноремонтные компании на фоне повышения цен ТАСС: Анализ факторов, которые привели к росту стоимости ремонта, позволит оценить наличие либо отсутствие неправомерных согласованных действий вагоноремонтных компаний, отмечает председатель президиума СОЖТ Игорь Ромашов

Совет потребителей РЖД: рекомендации по проектам финансового плана и инвестиционной программы РЖД на 2016 г. и плановый период 2017-2018 гг.

02.11.2015

Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД (далее – Совет потребителей) в целом поддержал проекты финансового плана и инвестиционной программы РЖД на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, а также выработал ряд рекомендаций по данным документам. Соответствующее заключение утверждено 29 октября на заседании Совета потребителей.

Совет потребителей отметил значительный прогресс в улучшении операционной эффективности РЖД и планировании инвестиционной программы. В условиях сильнейшего кризиса на товарных рынках объемы перевозки основной номенклатуры грузов РЖД снижаются. Доля транспортной составляющей в цене российских массовых грузов растет при падении цен на мировом рынке. РЖД удалось найти значительные резервы снижения затрат и удержать прогнозный рост себестоимости монополии в 2016 на уровне  5,6%.

Исходные параметры, на которых базируются проекты документов, соответствуют уточненным Минэкономразвития России прогнозным параметрам социально-экономического развития РФ на рассматриваемый период. В части индексации железнодорожных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2016 году РЖД ожидает 9%.

Параметры индексации тарифов в 2016 году вызвали в ходе заседания Совета потребителей серьезную дискуссию среди его участников. В результате голосования большинством голосов было принято решение поддержать параметры индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, в соответствии с Методикой долгосрочного регулирования железнодорожного тарифа на 2014 - 2018 годы, принятой приказом ФСТ России от 30 августа 2013 года № 166-т/1, а также принятыми в декабре 2014 года предложениями Межведомственной рабочей группы под руководством зампредседателя Правительства РФ Аркадия Дворковича по фиксированному размеру ежегодной индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки (в период 2016-2020 годов).

В соответствии с Методикой долгосрочного регулирования железнодорожного тарифа индексация в 2016 должна составить 5,5%.

«Сохранение практики долгосрочного тарифного регулирования на грузовые железнодорожные перевозки позволит повысить качество бизнес-планирования и управления транспортными затратами всех участников перевозочного процесса, а также сохранить инвестиционные проекты промышленности в условиях катастрофического падения цен  на сырьевых мировых рынках. Большинство предприятий - грузоотправителей в настоящее время не  в состоянии сохранять объемы производства на фоне повышенного роста тарифов», - отметил в ходе заседания Денис Илатовский, член Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД».

По мнению экспертов Совета потребителей, достижение планируемых показателей, обозначенных в финансовом плане ОАО «РЖД» на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, может быть поставлено под угрозу в связи с наличием следующих основных рисков:

- риск отсутствия положительного решения о предоставлении   льготы по налогу на имущество в 2016 году;

- возможное сокращение доходов от продажи ДЗО в 2016 году (в связи с негативной макроэкономической ситуацией);

- недостижение прогнозируемого роста грузооборота в 2016 году по отношению к 2015 году на 0,9%;

- отсутствие или сокращение получения дополнительных доходов за счет мероприятий по привлечению грузов с автомобильного транспорта, а также развития контейнерных и рефрижераторных перевозок;

- сокращение доходов от перевозок грузов в случае принятия решения об индексации тарифов в 2016 г. в соответствии с долгосрочными параметрами;

- секвестирование объемов государственной поддержки в 2015 году и отсутствие восполнения в будущих периодах, что приведет к недофинансированию инвестиционных проектов.

В случае реализации этих рисков, по оценкам Совета потребителей,  ОАО «РЖД» может столкнуться с дефицитом бюджета в размере около 100 млрд. рублей.

«В условиях сохранения сроков реализации и плана мероприятий по увеличению сквозной пропускной способности Восточного полигона вероятен риск несбалансированности бюджета ОАО «РЖД», - отмечается в заключении Совета потребителей по проектам финансового плана и инвестиционной программы холдинга.

В этой связи Совет потребителей, поддерживая инициативы компании, связанные с предоставлением льготы по налогу на имущество, повышением уровня конкурентоспособности железнодорожного транспорта и наращиванием объемов грузовой работы, считает, что необходимо определить варианты обеспечения безубыточной деятельности холдинга с сохранением расходов на поддержание эксплуатационной надежности работы инфраструктуры, разработав комплекс первоочередных мер, направленных на предотвращение негативных последствий в случае наступления таких рисков (антикризисный план).

По мнению членов Совета потребителей, план антикризисных мер должен содержать точные числовые параметры сокращения по конкретным статьям бюджета в случае развития негативного сценария или принятия решений, сокращающих доходы ОАО «РЖД».

«В качестве первоочередной задачи компании требуется сохранить запланированный объем работ по капитальному ремонту пути для сохранения действующих объемов и обеспечения прогнозируемых параметров увеличения объемов перевозок грузов, а также изыскать возможность увеличения объема капитального ремонта железнодорожных путей», - отметил в ходе заседания Вадим Гераскин, член Совета потребителей, заместитель генерального директора по связям с государственными органами Компании «Базовый Элемент».

Члены Совета потребителей полагают, что в случае реализации вышеуказанных рисков сокращение расходов должно происходить не за счет сокращения капитального ремонта пути, а за счет оптимизации сроков оплаты по инвестиционной программе ОАО «РЖД».

Среди дополнительных резервов снижения расходов РЖД эксперты отметили возможность использования рекомендаций, выработанных  в ходе проведения Технико-ценовых аудитов инвестиционных проектов монополии, что позволит сократить потребность в финансировании инвестиционной программы на сумму 56 млрд. рублей.

Также эксперты Совета потребителей считают необходимым более подробно раскрыть текущую ситуацию с капитальным ремонтом пути  и планами по сокращению километража просроченных капитальным ремонтом путей в 2016 году.

В то же время Совет потребителей считает необходимым изменить подход к расчету себестоимости, включив в нее изменение величины просроченного капитального ремонта пути. Эксперты полагают, что это позволит более справедливо оценивать динамику роста или снижения себестоимости перевозки – одного из важнейших ключевых показателей эффективности (КПЭ) РЖД.

Эксперты отметили, что финансовый план и инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов должны содержать технологические КПЭ: целевой вес поезда, средняя скорость перевозки, уровень маршрутизации, характеризующие качество работы компании и влияющие на себестоимость перевозочного процесса.

Относительно проекта инвестиционной программы ОАО «РЖД» Совет потребителей отмечает, что, несмотря на некоторые расхождения по объему инвестиций и составу работ, в целом документ соответствует Транспортной стратегии России до 2030 года, федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России до 2030 года» и может быть поддержан. Эксперты, в то же время, выразили ряд замечаний.

В частности, члены Совета потребителей считают, что капитальные вложения в моторовагонный подвижной состав (МВПС) в предлагаемом виде не предотвратят после 2018 года возникновения дефицита МВПС как у ОАО «РЖД», так и у пригородных пассажирских компаний. В этой связи необходимо, кроме приобретения нового подвижного состава, предусмотреть и мероприятия по продлению сроков службы действующего.

Кроме того, по мнению большинства членов Совета потребителей, отдельного обсуждения требует предложение ОАО «РЖД» направить в 2016 году нераспределенные средства ФНБ в объеме около 40 млрд. рублей на финансирование проекта «Приобретение тягового подвижного состава». Эксперты считают приоритетными направлениями инвестирования сокращение величины просроченного капитального ремонта пути, расшивку «узких мест» и развитие Транссиба.

Члены Совета считают необходимым обеспечить выделение установленных паспортом инвестпроекта «БАМ-Транссиб» сумм из федерального бюджета в 2016 году для реализации проекта и приоритетных мероприятий по увеличению пропускных способностей, в также обеспечить финансирование других утвержденных государством проектов развития инфраструктуры ОАО «РЖД».

Свои выводы и рекомендации Совет потребителей представит в Правительство РФ, Минтранс России, Минэкономразвития России, ФАС России, Министру РФ Михаилу Абызову, Экспертный Совет при Правительстве РФ и ОАО «РЖД» в ближайшее время.

Советы потребителей по вопросам деятельности естественных монополий — совещательно-консультационные органы при отраслевых правительственных комиссиях. Они направлены на повышение прозрачности и подконтрольности естественных монополий – такое поручение давал Президент РФ Владимир Путин по итогам Петербургского экономического форума в 2013 году и встречи с предпринимателями в Воронеже в мае 2013 года. 24 сентября 2013 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев утвердил Концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и «дорожную карту» по их реализации. Документы разработаны совместно с Экспертным советом при Правительстве с целью обеспечения подотчетности компаний с государственным участием, которые в том числе получают бюджетные средства. Задачи Концепции – обеспечение информационной открытости инвестиционных программ естественных монополий и процесса тарифообразования, обязательное участие и контроль со стороны потребителей. Инструмент обеспечения такого контроля – Советы потребителей.

Со всеми новостями Совета потребителей РЖД можно ознакомиться по ссылке


Возврат к списку