Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД  РБК: Предоставление приоритета по вывозу груза в обмен на предоплату в адрес РЖД нарушает антимонопольное законодательство, считает ФАС. Эта идея Минтранса, по версии регулятора, ущемляет права в том числе малого и среднего бизнеса

Хочешь ехать в первом классе

Хочешь ехать в первом классе Комерсантъ: Правительство поменяет порядок вывоза грузов на восток. Собеседники “Ъ” в отрасли восприняли документ традиционно плохо. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассказали, что считают предлагаемые Минтрансом изменения «искажающими принципы равнодоступности, публичности и недискриминационности перевозки».

Совет потребителей РЖД: рекомендации по проектам финансового плана и инвестиционной программы РЖД на 2016 г. и плановый период 2017-2018 гг.

02.11.2015

Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД (далее – Совет потребителей) в целом поддержал проекты финансового плана и инвестиционной программы РЖД на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, а также выработал ряд рекомендаций по данным документам. Соответствующее заключение утверждено 29 октября на заседании Совета потребителей.

Совет потребителей отметил значительный прогресс в улучшении операционной эффективности РЖД и планировании инвестиционной программы. В условиях сильнейшего кризиса на товарных рынках объемы перевозки основной номенклатуры грузов РЖД снижаются. Доля транспортной составляющей в цене российских массовых грузов растет при падении цен на мировом рынке. РЖД удалось найти значительные резервы снижения затрат и удержать прогнозный рост себестоимости монополии в 2016 на уровне  5,6%.

Исходные параметры, на которых базируются проекты документов, соответствуют уточненным Минэкономразвития России прогнозным параметрам социально-экономического развития РФ на рассматриваемый период. В части индексации железнодорожных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2016 году РЖД ожидает 9%.

Параметры индексации тарифов в 2016 году вызвали в ходе заседания Совета потребителей серьезную дискуссию среди его участников. В результате голосования большинством голосов было принято решение поддержать параметры индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, в соответствии с Методикой долгосрочного регулирования железнодорожного тарифа на 2014 - 2018 годы, принятой приказом ФСТ России от 30 августа 2013 года № 166-т/1, а также принятыми в декабре 2014 года предложениями Межведомственной рабочей группы под руководством зампредседателя Правительства РФ Аркадия Дворковича по фиксированному размеру ежегодной индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки (в период 2016-2020 годов).

В соответствии с Методикой долгосрочного регулирования железнодорожного тарифа индексация в 2016 должна составить 5,5%.

«Сохранение практики долгосрочного тарифного регулирования на грузовые железнодорожные перевозки позволит повысить качество бизнес-планирования и управления транспортными затратами всех участников перевозочного процесса, а также сохранить инвестиционные проекты промышленности в условиях катастрофического падения цен  на сырьевых мировых рынках. Большинство предприятий - грузоотправителей в настоящее время не  в состоянии сохранять объемы производства на фоне повышенного роста тарифов», - отметил в ходе заседания Денис Илатовский, член Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД».

По мнению экспертов Совета потребителей, достижение планируемых показателей, обозначенных в финансовом плане ОАО «РЖД» на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, может быть поставлено под угрозу в связи с наличием следующих основных рисков:

- риск отсутствия положительного решения о предоставлении   льготы по налогу на имущество в 2016 году;

- возможное сокращение доходов от продажи ДЗО в 2016 году (в связи с негативной макроэкономической ситуацией);

- недостижение прогнозируемого роста грузооборота в 2016 году по отношению к 2015 году на 0,9%;

- отсутствие или сокращение получения дополнительных доходов за счет мероприятий по привлечению грузов с автомобильного транспорта, а также развития контейнерных и рефрижераторных перевозок;

- сокращение доходов от перевозок грузов в случае принятия решения об индексации тарифов в 2016 г. в соответствии с долгосрочными параметрами;

- секвестирование объемов государственной поддержки в 2015 году и отсутствие восполнения в будущих периодах, что приведет к недофинансированию инвестиционных проектов.

В случае реализации этих рисков, по оценкам Совета потребителей,  ОАО «РЖД» может столкнуться с дефицитом бюджета в размере около 100 млрд. рублей.

«В условиях сохранения сроков реализации и плана мероприятий по увеличению сквозной пропускной способности Восточного полигона вероятен риск несбалансированности бюджета ОАО «РЖД», - отмечается в заключении Совета потребителей по проектам финансового плана и инвестиционной программы холдинга.

В этой связи Совет потребителей, поддерживая инициативы компании, связанные с предоставлением льготы по налогу на имущество, повышением уровня конкурентоспособности железнодорожного транспорта и наращиванием объемов грузовой работы, считает, что необходимо определить варианты обеспечения безубыточной деятельности холдинга с сохранением расходов на поддержание эксплуатационной надежности работы инфраструктуры, разработав комплекс первоочередных мер, направленных на предотвращение негативных последствий в случае наступления таких рисков (антикризисный план).

По мнению членов Совета потребителей, план антикризисных мер должен содержать точные числовые параметры сокращения по конкретным статьям бюджета в случае развития негативного сценария или принятия решений, сокращающих доходы ОАО «РЖД».

«В качестве первоочередной задачи компании требуется сохранить запланированный объем работ по капитальному ремонту пути для сохранения действующих объемов и обеспечения прогнозируемых параметров увеличения объемов перевозок грузов, а также изыскать возможность увеличения объема капитального ремонта железнодорожных путей», - отметил в ходе заседания Вадим Гераскин, член Совета потребителей, заместитель генерального директора по связям с государственными органами Компании «Базовый Элемент».

Члены Совета потребителей полагают, что в случае реализации вышеуказанных рисков сокращение расходов должно происходить не за счет сокращения капитального ремонта пути, а за счет оптимизации сроков оплаты по инвестиционной программе ОАО «РЖД».

Среди дополнительных резервов снижения расходов РЖД эксперты отметили возможность использования рекомендаций, выработанных  в ходе проведения Технико-ценовых аудитов инвестиционных проектов монополии, что позволит сократить потребность в финансировании инвестиционной программы на сумму 56 млрд. рублей.

Также эксперты Совета потребителей считают необходимым более подробно раскрыть текущую ситуацию с капитальным ремонтом пути  и планами по сокращению километража просроченных капитальным ремонтом путей в 2016 году.

В то же время Совет потребителей считает необходимым изменить подход к расчету себестоимости, включив в нее изменение величины просроченного капитального ремонта пути. Эксперты полагают, что это позволит более справедливо оценивать динамику роста или снижения себестоимости перевозки – одного из важнейших ключевых показателей эффективности (КПЭ) РЖД.

Эксперты отметили, что финансовый план и инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов должны содержать технологические КПЭ: целевой вес поезда, средняя скорость перевозки, уровень маршрутизации, характеризующие качество работы компании и влияющие на себестоимость перевозочного процесса.

Относительно проекта инвестиционной программы ОАО «РЖД» Совет потребителей отмечает, что, несмотря на некоторые расхождения по объему инвестиций и составу работ, в целом документ соответствует Транспортной стратегии России до 2030 года, федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России до 2030 года» и может быть поддержан. Эксперты, в то же время, выразили ряд замечаний.

В частности, члены Совета потребителей считают, что капитальные вложения в моторовагонный подвижной состав (МВПС) в предлагаемом виде не предотвратят после 2018 года возникновения дефицита МВПС как у ОАО «РЖД», так и у пригородных пассажирских компаний. В этой связи необходимо, кроме приобретения нового подвижного состава, предусмотреть и мероприятия по продлению сроков службы действующего.

Кроме того, по мнению большинства членов Совета потребителей, отдельного обсуждения требует предложение ОАО «РЖД» направить в 2016 году нераспределенные средства ФНБ в объеме около 40 млрд. рублей на финансирование проекта «Приобретение тягового подвижного состава». Эксперты считают приоритетными направлениями инвестирования сокращение величины просроченного капитального ремонта пути, расшивку «узких мест» и развитие Транссиба.

Члены Совета считают необходимым обеспечить выделение установленных паспортом инвестпроекта «БАМ-Транссиб» сумм из федерального бюджета в 2016 году для реализации проекта и приоритетных мероприятий по увеличению пропускных способностей, в также обеспечить финансирование других утвержденных государством проектов развития инфраструктуры ОАО «РЖД».

Свои выводы и рекомендации Совет потребителей представит в Правительство РФ, Минтранс России, Минэкономразвития России, ФАС России, Министру РФ Михаилу Абызову, Экспертный Совет при Правительстве РФ и ОАО «РЖД» в ближайшее время.

Советы потребителей по вопросам деятельности естественных монополий — совещательно-консультационные органы при отраслевых правительственных комиссиях. Они направлены на повышение прозрачности и подконтрольности естественных монополий – такое поручение давал Президент РФ Владимир Путин по итогам Петербургского экономического форума в 2013 году и встречи с предпринимателями в Воронеже в мае 2013 года. 24 сентября 2013 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев утвердил Концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и «дорожную карту» по их реализации. Документы разработаны совместно с Экспертным советом при Правительстве с целью обеспечения подотчетности компаний с государственным участием, которые в том числе получают бюджетные средства. Задачи Концепции – обеспечение информационной открытости инвестиционных программ естественных монополий и процесса тарифообразования, обязательное участие и контроль со стороны потребителей. Инструмент обеспечения такого контроля – Советы потребителей.

Со всеми новостями Совета потребителей РЖД можно ознакомиться по ссылке


Возврат к списку