Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД

ФАС раскритиковала идею о приоритете грузов за предоплату РЖД  РБК: Предоставление приоритета по вывозу груза в обмен на предоплату в адрес РЖД нарушает антимонопольное законодательство, считает ФАС. Эта идея Минтранса, по версии регулятора, ущемляет права в том числе малого и среднего бизнеса

Хочешь ехать в первом классе

Хочешь ехать в первом классе Комерсантъ: Правительство поменяет порядок вывоза грузов на восток. Собеседники “Ъ” в отрасли восприняли документ традиционно плохо. В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассказали, что считают предлагаемые Минтрансом изменения «искажающими принципы равнодоступности, публичности и недискриминационности перевозки».

Чёрная полоса подходит к концу


Международное рейтинговое агентство Fitch понизило до негативного прогноз по железнодорожным перевозкам в странах экс-СССР, но обещает разворот к экономическому росту уже в 2016 году.

Изменение прогноза по отрасли стало следствием резкого увеличения числа компаний с негативным прогнозом изменения кредитных рейтингов. С конца 2014 года их доля среди исследуемых Fitch выросла с 18 до 42%. При этом в секторе не осталось игроков, у которых агентство ожидает скорого улучшения рейтинга.

Текущий взгляд на рынок не сопровождается пересмотром оценок отдельных компаний – их рейтинги и прогнозы остались без изменений, уточнила «Гудку» директор аналитической группы по энергетическому и транспортному сектору Европы, Ближнего Востока и Африки Fitch Rating Оксана Згуральская.
Всего в странах бывшего Советского Союза Fitch рейтингует 11 железнодорожных компаний. Больше всего из них российских – это РЖД, Федеральная пассажирская компания, UCL, Первая грузовая компания, «ТрансКонтейнер», «Глобалтранс» и Дальневосточное морское пароходство. Казахстан, Азербайджан и Грузия представлены своими национальными перевозчиками, Украина – «Лемтрансом».
Все они стали заложниками экономического кризиса в регионе. «По-прежнему слабые фундаментальные рыночные показатели и слабость местных валют оказывают давление на объём грузовых перевозок и тарифы», – говорится в отчёте Fitch.

В результате в 2016 году рост объёма железнодорожных перевозок останется слабым в большинстве стран экс-СССР из-за низких ожиданий увеличения ВВП в регионе и конкуренции со стороны других видов транспорта, особенно из-за транспортировки сырой нефти трубопроводами.

Помочь частному бизнесу в этой ситуации может умение гибко сокращать капитальные затраты, государственному – возможность получить поддержку от государства. «Большинство рейтингуемых транспортных компаний в странах бывшего Советского Союза проводят консервативную кредитную политику по сравнению с зарубежными аналогами, и это должно помочь им пережить изменение рыночных условий», – подчёркивает Fitch.

В каждой стране есть свои сильные и слабые стороны. Так, украинский «Лемтранс» стал заложником политической и экономической нестабильности на Украине. Низкая производительность парка подвижного состава в совокупности с постепенным списанием старых вагонов может влиять на восстановление арендных ставок в России. А в Казахстане в 2015 году тарифы на грузовые и пассажирские перевозки остались без изменений из-за опасений правительства по поводу возможного негативного влияния на ослабленную экономику. Это ударило по денежному потоку и финансовому состоянию «Казахстан темир жолы» (КТЖ).

КТЖ наиболее подвержены изменениям валютных курсов из-за большой доли кредитов в иностранной валюте. В то же время имеющие много валютных займов железные дороги Грузии и Азербайджана чувствуют себя неплохо, потому что их тарифы номинированы в долларах. Зато и объёмы перевозок у них падают сильнее, ведь тарифы для грузоотправителей там дорожают больше.

Но, похоже, уже со следующего года чёрная полоса для железнодорожной отрасли может смениться белой – положение в национальных экономиках начнёт улучшаться, начнётся рост. Fitch прогнозирует увеличение ВВП в регионе экс-СССР в районе 0,5–2,7% и снижение инфляции до 4,5–16%. И оживление в экономике железнодорожники должны скоро почувствовать на себе.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1321330&archive=2015.12.16


Возврат к списку