Вагончик не тронется

Вагончик не тронется КОММЕРСАНТ: Рост производства вагонов, неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках и загруженность Восточного полигона привели к рекордному количеству брошенных поездов. Число составов, временно оставленных диспетчерами ОАО РЖД без движения, достигло исторического максимума в 1800 поездов в сутки. Это уже сказывается на движении: срок оборота вагона вырос более чем на пять суток. Между тем выпуск вагонов продолжает расти, хотя уже в 2019 году размер парка приблизился к критическому. Производство вагонов упадет, говорят эксперты, лишь если государство не будет стимулировать их закупку.

Рельсы встали поперек пути

Рельсы встали поперек пути КОММЕРСАНТ: Перечень ускоренных работ на БАМе и Транссибе, который должен был быть представлен в правительство 1 февраля, до сих пор не согласован даже на уровне ОАО РЖД. Причина, по данным “Ъ”, в разногласиях по срокам исполнения: если сам список работ согласован и грузоотправителями, и блоком движения ОАО РЖД, и Минэнерго, то сроки не устраивают строительный блок монополии.

Железные дороги разгрузят от дивидендов

Железные дороги разгрузят от дивидендов КОММЕРСАНТ: Первый вице-премьер Андрей Белоусов готов в индивидуальном порядке решать вопрос о дивидендах курируемого им теперь ОАО РЖД, вопрос рассмотрят на закрытом совещании у премьера Михаила Мишустина. Финплан монополии сверстан из расчета отказа от дивидендов по обыкновенным акциям, но Минфин настаивает на 50% чистой прибыли по МСФО.

Рынок в ожидании перемен

30.12.2011

В конце прошлой недели состоялось событие, которого ожидало большинство участников рынка грузовых железнодорожных перевозок. Председателем правительства РФ Владимиром Путиным подписано постановление, разрешающее ОАО «РЖД» предоставлять привлеченный под свое управление подвижной состав под перевозку на особых тарифных условиях.
Следует отметить, что никакой сенсации в данном случае не произошло. О проекте постановления, разработанном РЖД, было известно. Более того, потенциальные плюсы и минусы данной модели, а также возможные последствия ее реализации широко обсуждались участниками рынка.
Напомним, что о необходимости внесения определенных коррективов в подходах к реализации структурной реформы железнодорожного транспорта грузовладельцы начали активно заявлять с начала весны текущего года, а к концу лета даже самые яростные сторонники либерализации рынка вынуждены были признать, что в отсутствие инвентарного парка эффективность железнодорожных перевозок стремительно падает. «Фактически ОАО «РЖД» превратилось в перевозчика вагонов, – отмечает вице-¬президент компании Салман Бабаев. – Движение подвижного состава осуществляется на основании заявок операторов, которые ведут свою деятельность не только без учета пропускной способности инфраструктуры на данном участке в данное время или состояния тяговых и иных ресурсов, но зачастую даже не имея договора с грузовладельцами». Кроме того, по мнению С. Бабаева, складывалась парадоксальная ситуация, когда перевозчик был обязан обеспечивать транспортировку предъявляемых ему грузов при фактическом отсутствии возможности привлечь для этого подвижной состав.
В условиях сокращения инвентарного парка и нарастающей разбалансированности перевозочного процесса, в результате реализации участниками рынка не увязанных между собой локальных логистических стратегий движение по сети вплотную приблизилось к предколлапсному состоянию. «Главной проблемой для нашего предприятия уже давно стала не стоимость перевозки, а сама возможность осуществить отгрузку произведенной продукции в адрес потребителя, – отмечает генеральный директор ОАО «Торговый дом «Вишневогорский ГОК» Константин Мостенец. – Специфика производства наших контрагентов в том, что стабильность поставок – в буквальном смысле вопрос жизни и смерти, остановка непрерывного производства может иметь катастрофические последствия». При этом, как ни странно, за редким исключением рыночная конъюнктура не создавала у частных операторов необходимой мотивации для обеспечения потребностей грузовладельцев в полном объеме. При номинальном профиците подвижного состава, достигнутом к концу весны 2011 года, технологический дефицит ощущался все острее, что позволяло собственникам вагонов наращивать уровень маржинальности своего бизнеса не за счет повышения технологической эффективности и роста объемов перевозок, а через увеличение стоимости своих услуг, поскольку фактически на рынке грузовых перевозок между собой конкурировали не поставщики, а потребители.
Решение правительства, по мнению большинства специалистов, способно радикально изменить соотношение сил. Теперь ОАО «РЖД» может консолидировать под своим управлением достаточно серьезную долю вагонного парка. С одной стороны, это позволяет надеяться, что грузовладельцам не будут отказывать в выполнении заявок по причине физического отсутствия подвижного состава. С другой – потенциальная возможность конкурентного давления должна заставить частные операторские компании пересмотреть свои бизнес-¬стратегии, во многом ориентированные на функционирование в условиях неуправляемого рынка, когда ни один из его участников не может оказывать существенного влияния на конъюнктуру. Очевидно, что право привлекать подвижной состав на условиях аренды было делегировано ОАО «РЖД» не для того, чтобы обеспечить пополнение доходной части бюджета компании. Логично предположить, что главным критерием успешности в данном случае будут выступать показатели работы всей сети в целом.
Сумеет ли перевозчик эффективно распорядиться предоставленными ему ресурсами – покажет время. Эксперты сходятся во мнении, что момент истины наступит в середине лета 2012 года.


РЖД-Партнер.ru, 30 декабря 2011 г.


Возврат к списку