Сеть возвращается к инвентарю

ГУДОК: Резервный парк в составе ОАО «РЖД» сможет увеличить перевозки при повышенном предъявлении грузов

В правительстве обсуждается вопрос воссоздания в составе ОАО «РЖД» инвентарного (резервного) парка вагонов для вывоза как можно большего количества грузов. Для этого предстоит ФАС и Минтрансу определиться с условиями его приобретения, содержания и ценами на перевозку.

Белозеров будет руководить РЖД еще пять лет

ВЕДОМОСТИ: Олег Белозеров назначен гендиректором – председателем правления компании, говорится в опубликованном 20 ноября распоряжении правительства. Изменения в устав РЖД нужны для приведения наименования руководителя компании «в соответствие с национальными традициями корпоративного управления в сфере железнодорожного транспорта и с европейской железнодорожной корпоративной практикой», говорится в сообщении РЖД. А увеличение срока полномочий до пяти лет «вызвано необходимостью планирования и реализации основного объема инвестдоговоров с учетом сроков проектирования и строительства по ним».

Рынок в ожидании перемен

30.12.2011

В конце прошлой недели состоялось событие, которого ожидало большинство участников рынка грузовых железнодорожных перевозок. Председателем правительства РФ Владимиром Путиным подписано постановление, разрешающее ОАО «РЖД» предоставлять привлеченный под свое управление подвижной состав под перевозку на особых тарифных условиях.
Следует отметить, что никакой сенсации в данном случае не произошло. О проекте постановления, разработанном РЖД, было известно. Более того, потенциальные плюсы и минусы данной модели, а также возможные последствия ее реализации широко обсуждались участниками рынка.
Напомним, что о необходимости внесения определенных коррективов в подходах к реализации структурной реформы железнодорожного транспорта грузовладельцы начали активно заявлять с начала весны текущего года, а к концу лета даже самые яростные сторонники либерализации рынка вынуждены были признать, что в отсутствие инвентарного парка эффективность железнодорожных перевозок стремительно падает. «Фактически ОАО «РЖД» превратилось в перевозчика вагонов, – отмечает вице-¬президент компании Салман Бабаев. – Движение подвижного состава осуществляется на основании заявок операторов, которые ведут свою деятельность не только без учета пропускной способности инфраструктуры на данном участке в данное время или состояния тяговых и иных ресурсов, но зачастую даже не имея договора с грузовладельцами». Кроме того, по мнению С. Бабаева, складывалась парадоксальная ситуация, когда перевозчик был обязан обеспечивать транспортировку предъявляемых ему грузов при фактическом отсутствии возможности привлечь для этого подвижной состав.
В условиях сокращения инвентарного парка и нарастающей разбалансированности перевозочного процесса, в результате реализации участниками рынка не увязанных между собой локальных логистических стратегий движение по сети вплотную приблизилось к предколлапсному состоянию. «Главной проблемой для нашего предприятия уже давно стала не стоимость перевозки, а сама возможность осуществить отгрузку произведенной продукции в адрес потребителя, – отмечает генеральный директор ОАО «Торговый дом «Вишневогорский ГОК» Константин Мостенец. – Специфика производства наших контрагентов в том, что стабильность поставок – в буквальном смысле вопрос жизни и смерти, остановка непрерывного производства может иметь катастрофические последствия». При этом, как ни странно, за редким исключением рыночная конъюнктура не создавала у частных операторов необходимой мотивации для обеспечения потребностей грузовладельцев в полном объеме. При номинальном профиците подвижного состава, достигнутом к концу весны 2011 года, технологический дефицит ощущался все острее, что позволяло собственникам вагонов наращивать уровень маржинальности своего бизнеса не за счет повышения технологической эффективности и роста объемов перевозок, а через увеличение стоимости своих услуг, поскольку фактически на рынке грузовых перевозок между собой конкурировали не поставщики, а потребители.
Решение правительства, по мнению большинства специалистов, способно радикально изменить соотношение сил. Теперь ОАО «РЖД» может консолидировать под своим управлением достаточно серьезную долю вагонного парка. С одной стороны, это позволяет надеяться, что грузовладельцам не будут отказывать в выполнении заявок по причине физического отсутствия подвижного состава. С другой – потенциальная возможность конкурентного давления должна заставить частные операторские компании пересмотреть свои бизнес-¬стратегии, во многом ориентированные на функционирование в условиях неуправляемого рынка, когда ни один из его участников не может оказывать существенного влияния на конъюнктуру. Очевидно, что право привлекать подвижной состав на условиях аренды было делегировано ОАО «РЖД» не для того, чтобы обеспечить пополнение доходной части бюджета компании. Логично предположить, что главным критерием успешности в данном случае будут выступать показатели работы всей сети в целом.
Сумеет ли перевозчик эффективно распорядиться предоставленными ему ресурсами – покажет время. Эксперты сходятся во мнении, что момент истины наступит в середине лета 2012 года.


РЖД-Партнер.ru, 30 декабря 2011 г.


Возврат к списку